Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Служба политической разведки и агентурная сеть литераторов. Как дипломат Тютчев противостоял заговору против России в 1853?

«Ну, вот мы в схватке со всей Европой, соединяющейся против нас общим союзом. Союз впрочем, неверное выражение, настоящее слово — заговор» - писал русский дипломат в Европе, поэт Федор Иванович Тютчев в 1853 году. «…не существует на Западе ни одного интереса, ни одного стремления, которые бы не злоумышляли против России, в особенности против ее будущности, и которые бы не старались повредить ей» - Ф. Тютчев Тютчев, знал о чем говорил. Более двадцати лет служивший дипломатом в Европе, был вхож в самые влиятельные европейские круги и очень хорошо понимал глубину истоков негативного отношения Европы к России. Он видел, что за рубежом осуществляется настоящая враждебная пропаганда против России, которая не только подпитывает мятежи, но и старается Россию искоренить. Контрпропаганда - агентурная сеть русских литераторов в Европе Понимая истоки восстания декабристов, Николай I в 1832 году на базе Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии создал службу политичес

«Ну, вот мы в схватке со всей Европой, соединяющейся против нас общим союзом. Союз впрочем, неверное выражение, настоящее слово — заговор» - писал русский дипломат в Европе, поэт Федор Иванович Тютчев в 1853 году.

«…не существует на Западе ни одного интереса, ни одного стремления, которые бы не злоумышляли против России, в особенности против ее будущности, и которые бы не старались повредить ей» - Ф. Тютчев

Тютчев, знал о чем говорил. Более двадцати лет служивший дипломатом в Европе, был вхож в самые влиятельные европейские круги и очень хорошо понимал глубину истоков негативного отношения Европы к России. Он видел, что за рубежом осуществляется настоящая враждебная пропаганда против России, которая не только подпитывает мятежи, но и старается Россию искоренить.

Контрпропаганда - агентурная сеть русских литераторов в Европе

Понимая истоки восстания декабристов, Николай I в 1832 году на базе Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии создал службу политической разведки. Возглавил ее чиновник по особым поручениям А. А. Сагтынский. Именно он начал создавать в Европе агентурную сеть из «агентов-литераторов: Я. Толстого, К. Швейцера, французского журналиста Шарля Дюрана и др. В их задачу входило кроме ведения разведывательной деятельности осуществлять также контрпропаганду своими публикациями на страницах газет, журналов и книг, и противопоставлять информацию неблагоприятным отзывам о России. Эффективная контрпропаганда была абсолютно новой задачей для российской разведки, а о ее важности говорил еще император Наполеон, что «две враждебные газеты опаснее стотысячного войска». Кроме Англии и Франции опорные пункты Третьего отделения имелись в Швейцарии, Бельгии, Австрии.

Европа искажает историю в угоду политике

Федор Тютчев, служивший дипломатом за рубежом, постоянно выступал со своими публицистическими статьями, темы которых парадоксальным образом перекликаются с событиями наших дней. Уже тогда он видел, как складываются отношения Европы и России и как в угоду политикам переписывается история. В Мюнхене Тютчев издал брошюру, посвященную взаимоотношениями России и Германии, в которой с негодованием говорил о том, что Россия, освободившая Европу от Наполеона, тридцать лет спустя подвергается в печати постоянным нападкам, представляется в виде чудовища, а подача событий тех лет искажается.

Ту державу, которую «поколение 1813 года приветствовало с благородным восторгом… удалось с помощью припева, постоянно повторяемого нынешнему поколению при его нарождении, почти удалось, говорю я, эту же самую державу преобразовать в чудовище для большинства людей нашего времени, и многие уже возмужалые умы не усомнились вернуться к простодушному ребячеству первого возраста, чтобы доставить себе наслаждение взирать на Россию как на какого-то людоеда XIX века».

Гнусный выпад французишки

Информационные атаки на Россию в то время проводились регулярно и на очень профессиональном уровне. В то время вышла книга французского маркиза де Кюстина «Россия 1839», в которой Россия была изображена, как мрачная, угрюмая, деспотичная страна варваров и рабов. Эта книга стала очень популярна в Европе и буквально шокировала русское общество. Ее автор лично побывал в Петербурге, видел все красоты города и достижения культуры, был принят во многих известных домах и присутствовал на приемах, но вернувшись к себе в Париж написал клеветнический пасквиль о России.

Император Николай I промолчать не мог – на гнусный выпад французишки должен быть дан достойный ответ. Именно тогда Николаю I попалась статья Тютчева «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844), точное понимание ситуации автора которой совпали с пониманием Николая I. Пройдя проверку у всесильного начальника Третьего отделения графа Бенкендорфа, Тютчев был назначен чиновником по особым поручениям при госканцлере, стал близким другом Александра Горчакова и получил чин действительного статского советника, дающий право на потомственное дворянство. С февраля 1848 он занимал должность старшего цензора при Министерстве иностранных дел, в обязанности которого входил просмотр газетных статей и заметок по вопросам внешней политики, а десять лет спустя он стал председателем Комитета иностранной цензуры.

Русофобия захлестнула печать Европы в 50х годах XIX века

Именно Тютчеву было поручено создание позитивного облика России на Западе. Он был уполномочен выступать в печати по политическим вопросам взаимоотношений между Россией и Европой. Он оказал одним из самых эффективных контрпропагандистов, пером отвечая на потоки лжи, лавиной катившиеся с Запада на нашу страну.

Как дипломат, он анализировал ситуацию в Европейских странах и делал выводы. Выводы эти были неутешительными. Русофобия захлестнула печать Западной Европы. Кроме француза де Кюстина, на Россию ополчились буквально все.

Подобный накат русофобии являлся естественным для Европы, кроме того, был необходим тогда европейским правителям для смещения акцента на внешнего противника и увода от внутренних проблем на фоне активного революционного движения в Европе. Но за всем этим скрывалась и другая, очень глубокая причина.

Общество понятно другим в той степени, в какой само понимает себя

С другой стороны, как писал Тютчев, причина русофобии в двойном неведенье, основанном на том, что Европа осознает Россию ровно настолько, насколько Россия сама себя осознает. В своей записке императору Николаю I Тютчев писал:

««Россия занимает огромное место в мире, и, тем не менее, она представляет собою лишь материальную силу, и ничего более» - вот истинная претензия Европы к России, а все остальные второстепенны или мнимы. Как в Европе возникла эта мысль и какова ее цена? Она есть плод двойного неведения: европейского и нашего собственного. Одно является следствием другого. В области нравственной общество, цивилизация, заключающие в себе самих первооснову своего существования и развития, смогут быть понятны другим лишь в той степени, в какой понимают себя сами: Россия - это мир, только начинающий осознавать основополагающее начало собственного бытия. А осознание этого начала и определяет историческую законность страны. В тот день, когда Россия вполне распознает его, она действительно заставит мир принять свое начало…»

Далее Тютчев высказывает мысль, что суть понимания себя лежит в понимании древних истоков нашей государственности и нашей веры. Он пишет о том, что в то время, когда Западная Европа только складывалась, мы уже существовали и существовали со славой. Единственное, что называли нас тогда Восточной империей, Восточной Церковью.

«Что значит Восточная империя? Это законная и прямая преемница верховной власти Цезарей. Это полная и всецелая верховная власть, которая, в отличие от власти западных государств, не принадлежит какому бы то ни было внешнему авторитету и не исходит от него, а несет в себе самой свой собственный принцип власти, но упорядочиваемой, сдерживаемой и освящаемой Христианством. Что такое Восточная Церковь? Это Церковь вселенская.

Вот два единственных вопроса, по которым должен вестись всякий серьезный спор между Западом и нами. Все прочее — только болтовня. Чем глубже мы постигнем эти два вопроса, тем сильнее предстанем перед лицом противника. Тем скорее мы станем самими собой. Если пристально рассматривать ход событий, борьба между Западом и нами никогда не прекращалась. В ней не было даже длительной передышки, а случались лишь короткие остановки. Зачем теперь это скрывать от себя? Борьба между Западом и нами готова разгореться еще жарче, чем когда бы то ни было, и на сей раз опять, как и прежде, как всегда, именно римская Церковь, латинская Церковь оказывается в авангарде противника»

Какой должна быть политика России по отношению к Европе?

Основываясь на своем огромном опыте дипломатической службы и жизни в Европе, Тютчев делает вывод о том, что взаимоотношение России и Европы возможно лишь с позиции «недоброжелательного нейтралитета».

«Я допускаю сближения, но с тем, чтобы они были лишь случайными и чтобы соглашаясь на них, ни на мгновение не забывалась та истина-догмат, что между Россией и Западом не может быть союза ни ради интересов, ни ради принципов, что не существует на Западе ни одного интереса, ни одного стремления, которые бы не злоумышляли против России, в особенности против ее будущности, и которые бы не старались повредить ей».

История учит сравнивать. Есть над чем задуматься.

Источник: Ф. Тютчев. «Записка»

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

Предыдущие публикации канала на эту тему. Цикл «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского

1. Русская деликатность и лакейство мысли перед Западом? Как выбраться? Что говорил Ф. М. Достоевский?

2. "Не всегда война бич, иногда спасение" - о чем говорил Достоевский? Почему военная победа России обернулась ее поражением?

3. Почему слова Ф. М. Достоевского о ненависти освобожденных славян оказались пророческими? Какая роль уготована России?

4. Почему Достоевский считал «Восточный вопрос» важнейшим для России? Что значит «Москва – Третий Рим?»

Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c

С благодарностью, Жанна Швыдкая.

#история #общество #литература #тютчев #дипломат #разведка #психология #книги #политика #религия