Сегодня хотелось бы поговорить о «синей» керамике. Кто то восторженно вздохнёт, кто то презрительно сморщится «ах, опять эта Гжель». А зря. Синие узоры это не только Гжельский фирменный знак. Каждая уважающая себя фабрика по производству керамики отдаёт должное синему пигменту, используемому для украшения. Синие пигменты одни из самых древних красителей, наравне с чёрным, желтым и красным. При этом он является самым устойчивым к высокотемпературному обжигу, который проходит вся керамика. При таком сильном жаре в печах, многие пигменты могут очень сильно изменить свой цвет и изначальная задумка художника может не получиться.
Синие пигменты использовались ещё в Древнем Египте 2000 лет назад. Один из ярчайших и красивейших синих пигментов так и называется «Египетский синий». Рис.1 и Рис.2
Однако, родоначальниками «синей» росписи можно, по праву, считать китайцев династии Юань (1279—1368гг.), а расцвет пришелся на период династии Мин (1368 - 1644гг.). Именно из Китая были эти традиции распространились по Юго-Восточной Азии, попали в Японию и Индию, а оттуда кораблями Ост-Индской компании мода на все китайское, в том числе и на фарфор была массово завезена в Европу уже в 15-16 вв. Хотя, первые известные изделия из китайского фарфора были привезены Марко Поло. Рис.3 и Рис.4
В Европе очень рьяно взялись за разгадку тайны белоснежного чуда. Первое время предполагалось, что фарфор делают из морских раковин, уж очень они были похожи гладкостью и цветом. Разгадать загадку получилось только в 18 веке в королевстве Саксония, где добывалась белая глина каолин, которая и была основным ингредиентом в составе фарфорового теста. Но он все еще стоил очень и очень дорого. Рис.5.
В Россию фарфор привез Петр I в 1712 г., который считал, что у нас могут не хуже. Тем более, что производство изделий из красной глины покрытых эмалями и глазурями, в первую очередь печных изразцов, было налажено с 15 века. Организация централизованного предприятия в Гжели было оправдано, в этих местах занимались керамикой еще с 17 в., а с введением моды на фарфор и керамику ассортимент местных мастеров расширился максимально, от изразцов до глиняных игрушек. Рис.6
Секрет же настоящего фарфора был разгадан Дмитрием Виноградовым и к 1748 году, производство фарфора было налажено в Санкт-Петербурге на Императорском фарфоровом заводе.Рис.7 и Рис.8
С началом промышленной революции, открытием новых месторождений каолина и развитием науки мануфактуры стали открываться по всей Европе. Например, мануфактура Веджвуд в Великобритании. Рис.9
Азиатский фарфор в нашей стране представлен, в основном, Китаем и Японией. В следующей статье мы расскажем вам и о других достойных представителях керамического искусства Ближнего Востока и Азиатского региона. Рис.10