"Лежит солдат, отвоевавший,
Сгоревший в праведном огне.
Нет, он не без вести пропавший.
Он павший. Павший. На войне."
С. Островой.
"Пропал без вести" - это когда нет вестей. Никаких! Полная неизвестность о судьбе родного и дорогого человека...
Мой дед, Калашнов Алексей Иванович был призван на войну рядовым в августе 1941 года, в возрасте 36 лет, будучи отцом троих детей.
Был ранен, излечившись от ран, вновь вернулся в строй. В 1942 году принимал участие в боях под Орлом, где и пропал без вести.
Множественные попытки хоть что-то узнать о дальнейшей судьбе моего деда особых успехов не имели. Несколько писем, присланных с фронта, и извещение "Пропал без вести" не сохранились.
Долгие десятилетия прошли с мыслями, что он попал в плен. Источник этой версии был сомнителен, но мы ему поверили, потому как больше нечему было верить.
Ситуация сильно изменилась после 2010 года, когда различные архивы начали открывать доступ к документам ВОВ, с последующей их оцифровкой и размещением на интернет-порталах "Мемориал", "Память народа" и "Подвиг народа". Там нам удалось найти информацию о других погибших наших родственниках, но о деде - ничего. Это нас еще больше утвердило в версии "был пленен". Именно сведения о военнопленных упорно не появлялись на сайтах.
Поисковая работа очень трудна и кропотлива, затратна по времени. Дни и ночи порой проходили в том, чтобы вникнуть в тонкости, подробности и детали поиска, которых очень много и их нужно знать. Десятки сайтов, групп поиска, чтение бесконечных отзывов, советов и подсказок, а также изучение чужих историй - все это необходимо на розыскном пути.
Ответ на запрос на адрес сайта "Саксонские мемориалы" пришел достаточно скоро. Такой быстрой реакции мы не ожидали, после стольких лет неведения. В электронном виде нам были высланы зеленые пересыльные карточки военнопленного, нашего деда.
Но главной основной карты не было, что очень обидно. С такой же подобной ситуацией столкнулись очень и очень многие, кто ищет своих родственников - военнопленных. Существует такое пояснение, что некоторые концлагеря и шталаги освобождались войсками союзников. Они и забирали основные важные архивы, оставляя менее важные. Лагерь деда, предположительно, был освобожден американцами.
Очень больно, что в найденных карточках, нет отметок о дате и причине смерти, месте захоронения. Они должны быть на тех карточках, "пропавших без вести". Но точно известно, что в августе 1944 года дед был еще жив.
Дополнительно любую информацию искали также запросами:
- в архивах ФСБ на наличие проверочно-фильтрационного дела в надежде, что дед выжил в плену. Ответ отрицательный (дело не заводилось).
- в архиве военно-медицинских документов, о данных о ранении и местах лечения. Получен развернутый ответ.
- в военном районном комиссариате, о любых сведениях о призванном на войну рядовом красноармейце, где нам сообщили, что наш дед погиб в бою в мае 1942 года. Мы не удивлены и знаем откуда эта информация. Это данные из подворных описей о потерях в ВОВ.
Май 1942 год - это дата, когда прервалась связь с дедом, с этого времени он официально числился без вести пропавшим.
Каждый павший в войне дал возможность другому - ВЫЖИТЬ!
"И я лежу уже десятилетья
В земле чужой, я к этому привык.
И слышу: надо мной играют дети,
Но я не понимаю их язык."
А. Дольский.
#великая отечественная война #Военные архивы #бессмертный полк #военнопленные