В грозди городов Кавказских минеральных вод Железноводск явление знаковое хотя и вовсе неброское. Неброское, потому что ……неброское. Сам город маленький даже по меркам городов региона. Видимых архитектурных доминант не видно, те что имеются, спрятаны в парках и садах. Ну и по сравнению, к примеру, с Пятигорском или Кисловодском, их мало. Хотя сам путь стоит того, что бы туда приехать
А знаковое, ну потому что ЛЕРМОНТОВ! Он собой вообще весь Кавказ пронизывает и при упоминании этих мест он возникает в голове прямо такой “аватаркой”. Причем второй герой этих мест – генерал Ермолов, который умиротворял Кавказ и был впоследствии “главноуправляющим гражданской частью и пограничными делами” и по сути построил почти все что сейчас в КМВ есть, все же эмоционально на втором плане. Я не такой уж фанатичный любитель классической литературы, но Лермонтова ценю, как первое лицо в нашей русской поэзии, имхо - по моему мнению. Лубочный Пушкин не в моем вкусе.
Там прошел и его последний день перед дуэлью.
…В тот самый год, осенним днем,
Между Железной и Змеиной,
Где чуть приметный путь лежал,
Цветущей, узкою долиной
Тихонько всадник проезжал…
Так вот, возвращаясь к Железноводску. Официально история Железноводска начинается в начале XIX века. Там в 1810 году обнаружили на склоне горы Железной два минеральных источника. Этот день и считается днем основания курорта. Однако известно, что еще раньше близ горы Железной стояли два кабардинских аула и шотландская колония. В имение Султан-Гиреев, которое у подножия Бештау, из Англии приехали шотландские миссионеры. В русском правительстве бывали времена, находились очень неглупые люди, кои и решили основать колонию для распространения христианства среди горцев. При помощи этих самых миссионеров. А заодно устроить из них, как сейчас говорят, “живой щит” от разных иноземных посягательств. При этом и платить им не нужно – миссионеры же. Селение нарекли Каррас, по имени абазинского аула, жители которого вымерли во время эпидемии чумы. Колония Каррас затем вошла в систему Кисловодской кордонной линии, где был учрежден казачий пост.
Примечательно, что именно в Железноводске была создана одна из первых станций омнибусов. На них перевозили не только пассажиров, но и доставляли продукты в ресторацию и почту. А в 1850 году по распоряжению командующего Кавказской линией военную слободу горы Железной переименовали в станицу Железноводскую.
Сейчас Железноводск по-прежнему маленький провинциальный городок, но вполне заслуживающий, минимум пары дней прогулок, если вы любитель путешествий, а не санаторный “тюлень”. Санаторный спокойно проведет там весь отпуск.
Прежде всего, внушает уважение продвинутое отношение местной администрации к туризму, которое выразилось в очень хорошей навигации – информации по достопримечательностям, указателям и даже интрактивным планшетам на маршрутах прогулок.
Вот эти милые малые формы всегда придают такой курортный шарм.
Или вот такая бессмыслица как эти цветочные часы.
Центральное место притяжения, как почти во всех курортных городах – Курортный же парк. С прогулочными дорожками, терренкурами и прочим променадом. Там же находятся основные достопримечательности. Вход в парк по очень симпатичной лестнице с фонарями, при наступлении сумерек, когда фонари зажглись, а небо еще не погасло, на ней очень фотогенично. На входе в парк дают напрокат самокаты.
Дворец эмира бухарского - здание 1868 года, построено, не поверите - для генерала русской армии Сеид Абдулла-хана. Там даже гарем есть. Ну, в смысле здание гарема. Женщины, к сожалению, вышли на пенсию и переселились в края вечной охоты. Отделкой занимались мастера Бухары и Хорезма. В советское время, как водится, судьба была непростой, дворец побыл госпиталем, затем – лечебно-профилактическим учреждением. Он и сегодня принадлежит санаторию имени Тельмана.
Здание очень красивое. Издалека. Вблизи сильно обветшал, а присобаченный к нему санаторный корпус шарма не добавляет. Доступ на территорию свободный, внутрь дворца вход был закрыт, предполагается реставрация.
Каскадная лестница. Вроде, как самая длинная лестница на юге страны. Около километра. Я не пошел. Жена сходила, еле вернулась.
Пушкинская галерея - архитектурная доминанта Железноводска. Отчасти напоминает столь же красивую Лермонтовскую в Пятигорске, да и открылись они одновременно, в 1902 году. Сейчас там, в основном, проходят выставки картин и тематические вечера.
Курортное озеро
На берегу которого присутствует вездесущий по всему Кавказу орел — символ Кавказских Минеральных Вод. Он там обязателен, как в средней полосе России памятник Ленину перед райкомом партии.
По терренкурам по спирали можно подняться на вершину горы Железная.
Еще в городе, как класс отсутствуют гаишники и очень хорошая выпечка. Последнее, правда, характерно для всего региона. Сказывается недорогая аренда площадей, когда готовить можно на месте реализации и выдавать прямо из печи, а не привозить за 150 километров, как в Москве.