Найти тему
Немногое о многом

Римская империя. Начало конца

Империя покачнулась.

В 3-м веке н.э. римская империя столкнулась с рядом проблем: внешнее вторжение, внутренние раздоры и экономические проблемы (гиперинфляция). На границах империи сосредотачивались вражеские силы. Персы у восточных рубежей и германские племена у северо-западных. Персы хотели вернуть себе свои бывшие территории, которые в то время были подконтрольны Риму (Сирию, Палестину, часть Месопотамии). Что до германцев, то их интересы были куда прозаичней – они хотели пожить на территории римской империи или осесть как можно ближе к ее границе, потому что воздух там был чище, вино слаще, а жизнь краше.

Таким образом Риму пришлось обороняться на 2 фронта. Во время одного военного похода в 251 г. римская армия попыталась выбить готов за границы империи, но в итоге лишилась своего императора Деция, а готы переходили себе границы и дальше.

На лицо была полная неспособность со стороны римского правительства, решить внешнеполитические проблемы. В стране росла внутренняя напряженность среди политиков – появились военные начальники, которые били себя в грудь заявляя, что могут решить проблему на раз-два, хотя несомненно они хотели власти для себя, как и Цезарь в свое время.

В период между 254 и 284 годом в Риме сменилось около 20-ти императоров, почти все умерли не без помощи сторонней руки, а рука была либо персидская, либо галльская, либо родная, римская.

Из-за обилия угроз как внешних, так и внутренних императоры начали курс милитаризации страны – 600 тыс. военнослужащих и всем нужно платить! Тогда властьимущие принялись задирать налоги и тем самым запустили процесс обесценивания денег. Еще одной ложкой дегтя стала печать монет с добавлением дешевых металлов, таким образом к 260 г. в римских монетах серебра практически не осталось.

Между 250 и 280 стоимость жизни в Риме возросла в 1000 раз. Деньги перестали иметь реальную ценность и начался период натурального товарообмена, а если деньги ничего стоят, то и государству они тоже не нужны, и оно перестало принимать их для уплаты налогов.

В 284 г. римская армия провозгласила очередным императором генерала Диоклетиана. С 284-288 он носился по всей империи и пытался восстановить порядок. В итоге ему удалось и выгнать готов и укрепить границы против персов и укокошить своих соперников внутри страны. Молодец Диоклетиан! Кроме того, Диоклетиан окончательно погасил тлеющие угольки демократии, а тлели они давно, еще со времен Августа, сам же он стал деспотом, а титул взял круче не бывает - «dominus et deus» (господь и бог).

Диоклетиан основал новые политические институты – так называемую «тетрархию». Очевидно было, что римская империя была слишком большой чтобы ей могли управлять 2 человека, потому ее разделили на 2 части (восточную и западную), в каждой должно было быть по 2 императора, один –младший (с титулом Цезарь), другой – старший (титул у него Август). Политика тетрархии давала мобильность в плане управления отдельными частями империи, а еще она улаживала наследственный вопрос.

Во времена Августа, например, императоры усыновляли императоров. Но политика усыновления не получала поддержки в армии, где популярной была идея биологического наследия. Сенаторы же всегда считали, что только они имеют право назначать императоров. Собственно, до 3-го века стороны еще могли договориться о том, кто должен быть императором, после – никакого консенсуса не наблюдалось.

По задумке Диоклетиана старые императоры должны были когда придет время передать власть своим приемникам и уйти в отставку. Сам Диоклетиан (и его коллега с титулом Цезарь) ушел на пенсию в 305 г. Они выбрали себе небиологических приемников, и армия взбунтовалась потому как каждый генерал был уверен, что имеет право быть кесарем, собственно они себя этими кесарями и поназначали. «А чем я ни Кесарь?». Короче, после эта самая кучка кесарей принялась истреблять друг друга и победителем из побоища вышел некий Константин.

В 306 г. армия Константина провозгласила его императором, официально он им стал в 312 г.

В 324 он победил соперника на востоке и стал единым правителем вплоть до смерти в 337 г. Тетрархия сломалась в самом начале. Но значение ее принижать не стоит. Константин решил, что после его смерти империя снова должна разделиться.

С 337 по 395-е годы вопрос о том нужно ли делить империю или нет, стоял на повестке дня, был то один император, то два. Идея тетрархии не умерла, но в чистом виде ее никогда не было.

После 395 г. Разделение стало постоянным, по существу империя раскололась. Императоры обоих полюсов никак друг от друга не зависели.

А теперь, поподробней о реформах Диоклетиана.

Проблему обесценивания денег он решал так: «Тех, кто не будет принимать деньги, мы будем убивать». Еще он установил максимальные цены на товары, чтобы шустрилы не могли задирать цены, но по существу это ничего не дало потому как все ушло в подпольный рынок. Таким образом инфляция продолжалась вплоть до времен Константина, который в свою очередь смог решить проблему путем чеканки золотой монеты.

Диоклетиан с Константином были очень похожи, оба – фигуры автократичные, оба – пытались исправить положение уменьшая социальную мобильность. Суть сего действа в том, что профессии отныне становились наследственными, то есть, если отец пекарь, то и сын пекарь, а если рыбак, то рыбак. Желание идти за мечтой и путеводной звездой выбивали дубиной. На деле, однако реформа работала очень плохо, так как не было полиции чтобы за всем этим следить.

Аграрная реформа. До Диоклетиана и Константина было так: чем больше у кого участок, тем больший налог он платит. Крестьяне из-за этого частенько бросали плуг и мотыгу и переселялись в города. Наши же реформаторы эти процессы хотели остановить. Диоклетиан для этого произвёл перепись населения и потребовал, чтобы все вернулись на те земли откуда ушли. Покидать же их теперь они не имели право.

Политика эта тоже не работала: выгоду получали землевладельцы, а не государство, да и крестьянам опять же ничего не мешало сбежать назад в города. Тогда они привязали крестьян к земле землевладельца, в этом случае убежать было сложнее. Императоры поддерживали землевладельцем, и те приобретали все большую власть: в их полномочия входил сбор налогов, наказание крестьян, передача налогов императору.

Короче, в середине 3 века римская империя серьезно пошатнулась, но Диоклетиан, где мог – подлатал этот тонущий корабль.

А что же происходило во времена Константина (306-337)?

В большинстве вопросов Константин следовал политики своего предшественника. Но в отношении религии политика его отличалась разительно. Диоклетиан был язычником и новейшие религиозные веяния не признавал, христиан преследовал с большим удовольствием. Константин же наоборот пользовал политику терпимости. Позже он и сам стал христианином и пока Диоклетиан преспокойно переворачивался в гробу, сделал христианство религией государственной. Все последующие императоры, за исключением Юлиана Отступника были христианами.

Сам по себе напрашивается вопрос: «почему христианство вообще возникло?». Что людям не во что верить было? Был же старый-добрый иудаизм, да и римский политеизм никуда не делся со своими распрекрасными юпитерами-нептунами-плутонами-гераклами и юнонами… Так-то оно так, но причины небывалого интереса к христианству у масс все же были, об этом чуть позже.

До Диоклетиана императоры не особо заботились о том во что верят их подданные, до тех пор, пока они соблюдали ритуалы. «Веришь в единого бога? Ишь какой молодец! Эт хорошо, но ты все же пойди принеси жертву Юноне. Че кривишься? Не веришь? Не страшно! – можешь представить на ее месте кого угодно».

К иудеям относились более терпимо чем к христианам. Дело в том, что иудейская традиция древнее, а у римлян то, что старое – то хорошее. К старине у них всегда было глубокое уважение. К христианскому "новоделу" такой любви не было.

Христианство прежде всего было религией городской бедноты. Больных, ущербных, отвергнутых. Думаю, что теперь понятно откуда пошли идеалы аскезы, нищенства, политика умерщвления плоти. Христиане другой жизни и не знали. Идеологический потенциал христианства, подходил только для угнетенных, но не для угнетателей. Последних с самого начала истории была лишь скромная горсть на фоне моря нуждающихся масс. Почем христианство распространялось как чума? Да потому, что в нем нуждались все угнетенные, везде и всюду.

А что же христианство давало этим самым угнетенным?

Христианство — это религия угнетённого класса: нищих, бездомных, рабов, освобожденных рабов. Последние вообще находили в нем отдушину и спасение потому как были маргиналами, выходцами из класса рабов не нашедших себе места на воле. Христианская община дала им это место, а еще чувство самоидентичности. Не малую долю крестьян составляли трудовые эмигранты, у которых рядом не было ни друзей ни родственником.

Христиане не признавали социальных слоев, не видели разницы между рабом и сенатором. Самой их идеологии не характерна была гордость, тщеславие, стремление к богатству и славе, чего нельзя сказать о римлянах. Ни они, ни их религия этого не запрещали, а наоборот поощряли. Для римлян в бедности не было ничего привлекательного, наоборот – каждый стремился к достатку. Христианство же не уживалось с римским стяжательством, для христиан бедность как известно – не порок, а скорей предмет для гордости.

Христиане заботились о своих. У них очень сильно было развита взаимовыручка, они ценили и заботились об отверженных, часто платили выкуп за других христиан и всячески помогали друг другу.

Начало гонений.

Начались они в 1-м веке. У римских властей не было единой политики в отношении христиан: все зависело от конкретных правителей и мест.

В 110 году император Троян заявил что-то вроде: «если христиане публично о себе не заявляют, не собираются где попало, не мешают, не бузят, а тихо сидят по углам – то пусть живут себе спокойно». Слежка не поощрялась, доносы не принимались. Местные правители не должны были охотится на христиан. Если бы кто-то заорал во всеуслышание, - Я христианин! Слава Иисусу! – его бы тут же утихомирили подручными средствами, если же он молчал в тряпочку, его не трогали.

Главным врагом первых христиан была разъяренная толпа. Она была враждебно настроена к ним, потому что христианство было политически нежелательная религия, да и вообще странная. Тогда христиан стали обвинять во всем, неурожай, падеж скота – во всем христиане виноваты! А то, они ведь даже ритуалы не соблюдают!

Эскалация.

С 250 года, и вплоть до Константина христиане подвергались гонениям: жгли христианские церкви, книги, запрещали христианские собрания.

В 249 году император Деций устроил массовые жертвоприношения, этой уловкой он хотел поймать христиан на крючок. Так как всем было предписано совершить жертвоприношение, то легко было вычислить кто христианин, а кто нет. Многие христиане отказывались совершать ритуал, тем самым они выдавали себя и их казнили, были разумеется и те, кто преспокойно воздал почести Юпитеру и жили себе дальше.

После смерти Деция преследования христиан прекратились на 10 лет.

В 257-258 местные римские правители получили приказ выявлять христианских епископов и казнить их. Инициаторами этих гонений были императорами Валериан и Галлиен. Валериана как известно захватили в плен персы, где он и отдал душу… Аиду видимо. К этому времени особо проницательные могли приметить интересную закономерность – каждый, кто гоняет христиан кончает плохо. Галлиен это видать тоже заметил, а дальше... затряслось в поджилках, на лбу выступил пот, словом страху набрался такого, что взял, да и свернул все преследования, и более того – он даже помог восстановить христианские церкви при кладбищах.

После этого были периоды относительного спокойствия, когда христиане могли вздохнуть спокойно, но периоды, они как известно временные. Самое мощное и жестокое гонение христиан было при Диоклетиане, началось оно в 302 году и вспыхнуло во многих частях империи. Снова уничтожались церкви и сжигались книги, снова убивали и калечили.

Завершение.

В 312 году произошло что-то поистине необыкновенное, к христианству проникся не кто-нибудь, а сам Константин, знатный римлянин и будущий император. А дело было так: как-то раз Коля занимался внутренними разборками (что как вы знаете свойственно будущим императорам) и вдруг, увидел он знамение на небе, а там и крест, и голос последовал, - «си победишь», - промолвил он. Коля слегка опешил знамо дело, а после приказал своим солдатам нарисовать знамение креста на своих щитах. Тогда то он вступил в сражение и выиграл его. «Бог сказал, бог – сделал», - размышлял Коля, - «буду-ка я и дальше в него веровать».

В 313 г. Константин стал императором на западе, тогда же он издал так называемый «Эдикт о терпимости», который официально запрещал гонения. Правителем в сей империи Константин стал в 324 г. Он оказывал поддержку христианству: строил церкви, передал власть епископу и дал ему возможность вести гражданское судопроизводство. В 325 г. он перестал оплачивать бои гладиаторов, таким образом он их экономически задушил. И что же это? Никак проявление христианских идеалов в законодательстве. Что касается язычества, языческих храмов, жрецов – все это отходило на второй план. Все это спонсировать Константин также не стал. Христианство же постепенно набирало обороты и обретало популярность.

К 400-му году подавляющее большинство жителей империи были христианами.

Продолжение здесь:

После Рима. Варварские королевства
Немногое о многом30 апреля 2022