Найти тему
Гузель Мусина

Методы политической пропаганды на примере истории

Как часто вы задумываетесь о том, какое влияние на нас имеет пропаганда и реклама? Мы каждый день видим их на улице, в постах в соцсетях, в видеороликах и редко задумываемся о том, какие мысли и идеи мы таким образом перенимаем. Часто поддавшись внешнему влиянию мы можем принимать решения, которые на самом деле нам не нравятся.

Как яркий пример успеха агитации можно привести Гражданскую войну в России начала XX-го века. Ведь победа тогда зависела отнюдь не от военной мощи сторон.

Изначально плакат в России исполнял рекламную функцию, однако затем его эффективность поняли революционные кружки. С яркими образами и короткими фразами он легко оставался в памяти как интеллигента, так и рабочего.

В 1917, после разделения страны, разделилось и искусство, творцы стремились идти в ногу со временем. На фоне ежедневно изменяющихся событий не было места станковым картинам и романам. На их место пришли “малые формы” искусства: листовка, плакат, карикатура, лозунг. Главной их целью было сближение с народом. Главные черты пластического языка плаката – лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста, пропагандистско-агитационные возможности, доступность изготовления и тиражирования – сделали его наиболее востребованным искусством в годы революции и Гражданской войны.

Главным направлением было формирование символики государства и ее репрезентация. Тут методы белых и красных были принципиально разными — первые идеализировали прежнюю Россию, расценивая настоящее как катастрофу, вторые же изображали прекрасное будущее социализма. Плакат белых призывал к “возрождению”, а у красных прошлого будто и не было — самое главное впереди.

Художники большевистского движения смогли выработать стилистику и символику советской власти и преподнести народу. Композиция работ, обилие красного цвета, изображение героев не подвергало сомнению, кто выйдет из гражданской войны победитлем. Образы “счастливой страны будущее” давали надежду людям, которые из двух зол — вернуться к старой жизни или вступить в неизвестную новую — предпочитали второе.

Что касается белого движения, тут все не так красочно.

Значительное их отличие состояло в том, что идеология не подкреплялась художественным проектом, четкими образами и жестами. Плакаты были в тусклых тонах, персонажи были измученные, главным сюжетом являлось страдание. Стоит отметить, что руководителя белых не осознавали всю мощь агитационной работы среди народа и больше надеялись на военную мощь.

Из истории Гражданской войны не следует неизбежная победа большевиков и поражение белого дела. Однако плакаты убедительно демонстрируют ее идейную обреченность. Кроваво-красный цвет победы с самого начала был захвачен большевиками, агитация их шла дерзко и напористо, призывала безжалостно убивать врагов, рисовала будущее. Никто не сомневался в успехе, ведь над неэкологичным видом черных фабричных труб сияло солнце.

Интересный факт заключается в том, что методы пропаганды, которые и пользовались сто лет назад(и даже раньше), не теряют своей актуальности по сей день. Они активно используются в рекламе или во время предвыборных агитаций.

Читателям стоит узнать про некоторые из них:

Свой человек – техника заключается в том, что уровень доверия аудитории повысится, если говорить с ней «на ее языке». Манипулятор пытается показать, что он простой человек, такой же, как и все. Например, рассказывая про ржавую воду, которая течет у него из крана. Или же он может использовать просторечные слова и обороты, чтобы казаться ближе к народу.

Эффект ореола базируется на коварном психологическом свойстве человека мыслить ложными аналогиями, то есть строить у себя в голове так называемые псевдологические последовательности.

Таким методом пользуются многие политики и бизнес-реклама. Можно вспомнить большое число популярных журналистов-певцов-спортсменов, которых политические партии нанимают в свои ряды накануне выборов, и делают множество политической рекламы с их лицами на рекламных щитах.

Информационная блокада и информационное доминирование. Это две стороны одной медали. К ним прибегают как в случае военных действий, так и в мирное время (например, во время выборов). Имеет место создание информационного вакуума по какому-то вопросу с последующим распространением тенденциозной информации о нем. Очень часто властные структуры блокируют информацию по какой-либо проблеме, а затем выдают ее в безальтернативном режиме. Поскольку интерес к данному вопросу в обществе очень силен, выгодная для власти информация получает максимальное распространение. Это позволяет обеспечить единую интерпретацию происходящих событий и представляет, по сути, массовое зомбирование людей. В этом случае фиксированная позиция СМИ не подлежит изменению, поэтому другая точка зрения практически недоступна для широкой аудитории.

Размахивание флагом – попытка оправдать действия или суждения, основываясь на том, что в их основе лежал патриотизм и забота о благе нации. А так как любовь к своей стране является в массовом сознании добродетелью, то и действия воспринимаются в более положительном свете.

Счастливые люди – этот тип пропаганды имеет дело со знаменитостями или просто внешне привлекательными людьми. Он навязывает идею «веди себя, как они, и станешь, как они». В такой оболочке может преподноситься любая идея – от определенного бренда одежды до образа жизни, взглядов и убеждений.

Эйфория – использование события, которое вызывает у людей эйфорию или чувство счастья и единения. Эйфория может быть создана путем объявления праздника или народного гуляния, военного парада или патриотических сборов. Вызванное чувство счастья от самого мероприятия может распространяться на его организаторов или на события, в честь которых устроены торжества.

Это лишь малая часть того, чем пользуются политические партии, СМИ и корпорации, но знание даже базовых методов пропаганды может помочь вам в решающий момент. Главная цель любой агитации — вызвать людей на эмоции и в этот же момент навязать свое суждение. Проверяйте полученную информацию, обдумывайте ее холодным умом, это поможет избежать ошибок.

Диля Ягудина.