9 мая мы отмечаем День Победы, святой для народов нашего Отечества. В этот день мы чествуем ветеранов, которые спасли всю Землю от нацизма. Но нужно помнить, что предварительная капитуляция Германии была подписана на три дня раньше, 6 мая 1945 года – в день Светлого Воскресения Христова и памяти святого великомученика Георгия Победоносца!
Порекомендую одну из публикаций дзен-канала «Справедливый Новосибирск» на тему обнищания стариков. Возможно, именно наше внимание к этой проблеме и её активное обсуждение в публичном пространстве поможет сдвинуть вопрос с мёртвой точки!
Можно ли прожить без войн?
За что Святая Церковь почитает в лике святых великомученика Георгия Победоносца? Почему в святцах вообще столь много воинов, ведь на первый взгляд воинское служение связано с отнятием человеческой жизни? Могло ли человечество в принципе обойтись без насилия? Что о ратных людях думал сам Спаситель? Каким должен быть воин-христианин? Давайте вместе попробуем разобраться в этом в новом цикле писем, который начнём сегодня.
И первый предмет нашего внимания составит история военных конфликтов, которые длятся тысячелетиями и практически без перерывов (если рассматривать одновременно взаимоотношения всех народов земного шара). Политэкономическая теория все их обосновывает материальными причинами. Борьбой за ресурсы и накопленные богатства, которые одни народы предпочитали отбирать у других, а не накапливать собственным трудом.
Но христиане склонны видеть истоки противостояний в духовной плоскости. И вот она способна дать ответы даже на те вопросы, перед которыми политэкономия пасует. Например, «за что Каин убил Авеля?». Это был первый описанный в Библии акт агрессии одного человека против другого. Первый, закончившийся убийством. И причиной к нему были вовсе не богатства Авеля или занимаемые им тучные земли, а банальная зависть от внимания к Авелю Бога.
После грехопадения Адама и Евы человеческая природа расстроилась. Стала подвержена тлению, усталости, болезням и смерти. Стала «удобопреклонной ко злу», так как первые люд своим волевым решением отсекли себя от источника всех благ – Бога. И с этой минуты мы стали обречены на войны и насилие так же, как на воровство, обман, похоть и другие проявления пороков. И утопично пытаться искоренить их из общества без исцеления природы каждого из нас.
Господь и воины
Итак, прожить без войны человечество не сможет. Сам Господь Иисус Христос предупреждал, что войны будут сопровождать все время земного существования людей: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24:6). И причина этому коренится, помимо расстройства человеческой природы, в том, что мы сотворены свободными в своём выборе.
Кому-то из людей не хватает силы воли, чтобы постоянно трудиться и культивировать в себе добродетели. И такие люди скатываются в пороки, в том числе в насилие, агрессию. Кто-то вообще сознательно выбирает путь зла и служения диаволу. И лишь благодаря третьим – тем, кто стоит на страже добра и культивирует его в себе и окружающих, мир до сих пор не рассыпался. К этому-то разряду принадлежат христианские воины.
Воины служат человечеству через ограничение зла в мире силой своего оружия. Да, они ежедневно тренируются применять оружие в бою. Тренируются лишать противников жизни. Но делают это для того, чтобы сохранить жизнь своим землякам, мирным жителям других государств, а также сдавшимся в плен неприятелям. Страхом возмездия они удерживают от зла тех, кто не может удержаться от него из любви к Богу.
Именно о возмездии тем, кто первым начал кровопролитие, говорит евангельское предупреждение Господа апостолу Петру: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). И это возмездие должно прийти от праведных воинов. В Евангелии Господь Иисус Христос никогда не призывал воинов покинуть армию. И никогда не отказывал честным солдатам в помощи. Например, исцеляя слугу римского сотника.
Великомученик Георгий Победоносец
Святой Георгий пострадал за веру в начале IV века в Ливане, который тогда входил в состав Римской империи. Георгий вырос в богатой и знатной христианской семье, но никогда не прельщался славой или золотом. Он выбрал для себя воинское служение, тяготы которого нёс столь умело, что довольно быстро стал полководцем, а затем и командиром отряда гвардии при императоре Диоклетиане.
Когда безумный правитель начал великое гонение на христиан, святой открыто исповедал Спасителя Богом. За это он был жестоко мучим и обезглавлен. Ещё при жизни святой великомученик одержал не только несколько военных побед над противниками своего Отечества – Римской империи, но и духовную победу над своим мучителем. Своей стойкостью в ходе многочисленных пыток святой Георгий обратил в христианство несколько тысяч человек, в число которых вошла и жена Диоклетиана Александра.
Если бы святой Георгий промолчал о своей вере, исповедуя Истинного Бога в тайне, он мог бы сохранить богатство и расположение императора. Но почему же он этого не сделал? Умом и сердцем святой воин понимал, что земные блага временны, а жизнь с Богом в Царствии Небесном вечна. И выбирать земное перед небесным попросту глупо. Кроме того великомученик хотел быть достойным места у престола Божия. Поэтому не мог стыдливо молчать, когда за Христа умирали его братья по вере.
Сегодня, как и во времена святого Георгия, находятся тысячи праведных воинов, для которых слово «честь» и служение Всевышнему не пустой звук, а жизненное кредо. Каждый православный воин призван к подвигу борения со змием зла в мире! Помолимся же сегодня святому Георгию, чтобы он сохранил жизнь и здоровье всем безвинно страдающим от боевых действий и всем подлинно христианским воинам! А их руками Бог да ограничит присутствие ада в нашей жизни!
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!