Найти в Дзене
ПСИХОКРАТ

Методы воспитания. Педагогические условия их действенности в воспитательной работе

«Метод-самая первая, основная вещь… Этой истиной вы должны проникнуться. В последствии вы будете иметь дело с человеком, и если вы будете пользоваться пустыми, плохими методами, то и ваша роль будет пустая, никуда не годная» (И.П.Павлов Полн.собр.соч.Т.5.,с.26) Метод воспитания-это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых качеств для дальнейшей жизни и деятельности. Убедить человека-это значит нормы морали, должностные требования, идеи, идеологию превратить в главные мотивы поведения и поступки личности. Метод убеждения К условиям успешного убеждения относятся: - личная убежденность; - научная подготовленность; - правдивость и искренность; - связь с жизнью; - ясность, доходчивость, наглядность; - эмоциональность; - учет аудитории; - целеустремленность; - выдержка. Средства убеждения: - слово (письменное или устное); - личный пример воспитуемых; - общественное мнение; - исторические примеры; - цифры, факты.

«Метод-самая первая, основная вещь… Этой истиной вы должны проникнуться. В последствии вы будете иметь дело с человеком, и если вы будете пользоваться пустыми, плохими методами, то и ваша роль будет пустая, никуда не годная»

(И.П.Павлов Полн.собр.соч.Т.5.,с.26)

-2

Метод воспитания-это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых качеств для дальнейшей жизни и деятельности.

Убедить человека-это значит нормы морали, должностные требования, идеи, идеологию превратить в главные мотивы поведения и поступки личности.

Метод убеждения

К условиям успешного убеждения относятся:

- личная убежденность;

- научная подготовленность;

- правдивость и искренность;

- связь с жизнью;

- ясность, доходчивость, наглядность;

- эмоциональность;

- учет аудитории;

- целеустремленность;

- выдержка.

Средства убеждения:

- слово (письменное или устное);

- личный пример воспитуемых;

- общественное мнение;

- исторические примеры;

- цифры, факты.

Путь убеждения:

- самостоятельное уяснение истины;

- разъяснение;

- доказательство (опровержение);

- организация практической деятельности с целью накопления опыта.

Приемами убеждения могут быть:

-самостоятельное уяснение истины;

-сравнение, аналогия;

-личный показ;

-опора на личный опыт воспитуемого;

-показ опыта других;

-ссылка на авторитет;

-оценка поступков или проступков.

-3

«…Волю, мужество, целеустремленность нельзя воспитывать без специальных упражнений в коллективе».

А.С.Макаренко

Метод упражнения в воспитании

Основными условиями действенности метода упражнения являются:

-связь с другими методами воспитания;

-обеспечение сознательного подхода к выполнению упражнений;

-постоянный контроль и оценка деятельности подчиненных;

-накопление положительного опыта коллективного поведения;

-обеспечение установленных норм деятельности личности (группы лиц, подчиненных);

-знание и учет возрастных особенностей подчиненных, а также их индивидуальных качеств;

-предъявление требований, постоянно опережающих уровень воспитанности каждого человека;

-последовательность, систематичность и разнообразие упражнений.

-4

Суть метода заключается в такой организации деятельности воспитуемого, которая привела бы к формированию и развитию необходимых привычек и норм поведения, высоких моральных качеств личности.

Метод поощрения

Метод поощрения-способ стимулирования отношений и поступков человека, которые при этом закрепляются и совершенствуются.

К основным педагогическим требованиям применения метода поощрения относятся:

-обоснованность и целеустремленность;

-правильное сочетание видов поощрения;

-своевременность и гласность;

-поддерживается общественным мнением коллектива;

-используется в сочетании с другими методами воспитания;

-учет требований принципов воспитания.

-5

Метод примера

Метод примера-целеустремленное и систематическое воздействие воспитателей на тех кого воспитуем силой личного примера, а также всеми, а также всеми видами положительного примера как образца для подражания.

Основными условиями действенности метода примера в воспитании:

-обеспечение высокой личной примерности воспитателя в выполнении учебных (производственных) задач, своих функциональных обязанностей;

-внедрение в систему руководства людьми стиля работы (труда);

-широкая пропаганда опыта деятельности и принципов жизни передовиков коллектива, примеров из жизни;

-сочетание метода примера с другими методами, учет требований принципов воспитания.

Метод педагогического принуждения

Метод педагогического принуждения - это совокупность принудительных мер воздействия, применяемых на основе убеждения, с помощью которых воспитатель и коллектив обязывает личность выполнять определенные действия или предупреждают появление отрицательных качеств и привычек.

Условия действенности метода принуждения:

-когда человек понимает его справедливость;

-когда применяемое принуждение соответствует степени вины и тяжести совершенного проступка;

-когда принуждение (в частности взыскание) своевременно;

-когда оно правильно понимается и поддерживается коллективом;

-когда оно применяется с учетом требований принципов воспитания;

-когда принуждение применяется на основе убеждения.