Очень давно хотела прочитать эту книгу, морально долго готовилась и не зря. Книга про настоящего психопата, человека, который полностью уверен в своей правоте и правильности.
Книга была написана Джоном Фаулзом в 1963 году. А в 1965 году ее экранизировал Уильям Уайлер. Роль Миранды Грей исполнила Саманта Эггар, а Фредерика Клегга - Теренс Стэмп.
В моем воображении Миранда выглядела как Кэри Маллиган. На просторах интернета я даже нашла максимально подходящее фото.
Именно такой я вижу главную героиню «Коллекционера». А вот Флегг в моей фантазии совершенно никак не выглядит. Он словно сущность. Адская и пугающая. Кстати, Джон Фаулз умело обыграл миф об Аиде и Персефона, правда роман гораздо безрадостнее. Если Персефона получила право на полгода уходить из Подземного царства, то Миранде такого счастья предоставлено не было…
Стоит сказать, что книга являет собой множество отсылок не только к мифу, но и к пьесе Шекспира «Буря». Не только в имени (Миранда), но и в цитатном плане. Также героиня романа называет своего похитителя Калибаном. Не смотря на то, что Клегг представился ей Фердинандом (опять отсылка к «Буре»), она не смогла в своих дневниковых записях называть его этим именем…
Подробнее о сюжете! Композиционно роман можно разделить на 4 части. Первая идёт от лица Клегга, он рассказывает о своей жизни и Миранде, о том, как он выиграл большую сумму денег. Вторая часть - это своеобразный дневник Миранды, в нем она вспоминает прежнюю жизнь и описывает тяготы своего плена у Калибана. Она предпринимает несколько попыток бежать, но ничего не выходит. Героиня хочет убить его, но понимает, что таким образом она станет не лучше Клегга.
Третья и четвёртая часть - это вновь размышления Клегга. Здесь он рассказывает о своём малодушии, ведь он мог помочь ей, вызвав врача вовремя, но не делает этого. Найдя девушку, он сначала решается на самоубийство, хочет обставить дело так, что они были влюблены. А затем он находит записи Миранды и понимает, что та его никогда не любила. И здесь он говорит:
«…веду себя - вроде это я ее убил, а она ведь сама умерла, в конце-то концов»
Но как только он нашёл ее тело, он высказал не менее жуткую вещь:
«Она умерла. Ну, я закрыл ей рот, опустил веки. Не знаю, что дальше делать, пошёл вскипятил чайник, выпил крепкого чаю».
Я не думаю, что найдётся хоть один человек, который будет оправдывать Клегга. Здесь можно лишь удивиться подобной реакции…
Если говорить более подробно о его образе, то с первых страниц он сравнивает наблюдение за Мирандой с охотой на бабочек. Он говорит о том, что она редкий экземпляр. Ведь хобби главного героя - коллекционирование бабочек.
Клегг узколобый и автор умело это описывает, показывая неосведомленность героя во многих вопросах. Даже его речь наполнена словами паразитами: «ну», «фу-ты ну-ты» и т.д.
Также в самом начале романа нам открывается его натура. Он мечтал о том, что будет бить по щекам Миранду из-за другого мужчины, а героиня будет валяться в ногах… Весело, правда?
Первый сексуальный опыт Калибана (буду называть его также) был с женщиной лёгкого поведения. Ее он описывает так:
«Потасканная, вульгарная. Ну, вроде как экземпляр для коллекции совсем негодный, на который и глядеть не станешь, не то что накалывать».
У героя нет родителей, но есть тетушка Энни и сестра Мейбл. Сестра тяжело больна и сама передвигаться не может. Каково же его мнение?
«Я вообще-то считаю, таких, как Мейбл, надо безболезненно умерщвлять…»
Спасибо, что хоть безболезненно!
Миранда же, в отличие от своего мучителя, девушка достаточно образованная. В ее речи мы встречаем отсылки на литературные произведения, а себя она сравнивает с Эммой (героиня романа Джейн Остен «Эмма»). Она говорит об искусстве, размышляет шире, чем Калибан. Она обращается к похитителю:
«Двигайся, двигайся, о черепаха!»
Клегг думает, что это цитата из какой-нибудь книжки, однако мы с вами понимаем, что это «Ахиллес и черепаха» - одна из апорий Зенона.
После неудачной попытки сексуального контакта (инициатором была Миранда, если вы прочитаете, поймёте почему) Клегг находится в ярости, он думает:
«…получалось вроде, что она была глупая, глупая как пробка… просто она не понимала, какая любовь мне нужна. Как правильно со мной себя вести. <…>
Я ее больше не уважал».
Говорит тот, кто похитил человека и держал его в подвале…
Миранда в своих записях раскрывается по-иному. Как уже было сказано выше, она вспоминала о прежней жизни, о родителях, сестре, друзьях, о Ч. В. (кто этот Ч. В. вы поймете, прочитав роман). Миранда считает:
«Коллекционирование - это антижизнь, антиискусство, анти-все на свете».
Трудно не согласиться с ней в контексте данного произведения…
О своём мучителе она также говорит:
«Он - воплощенное уродство. Но ведь душевное уродство не разобьешь».
И она права, ведь проще поменять уродство внешнее, чем внутреннее.
В конце романа мы можем снова наблюдать размышления Фредерика, который ни о чем не жалеет, снимает ответственность и вину с себя. Более того, он нашёл девушку, похожую на Миранду. Выяснил, где она работает и задумывается над вторым похищением… И ему очень сильно хочется во второй раз показать, кто здесь главный.
Роман оставит в вашей душе впечатление. Местами читается тяжело, особенно мысли Миранды о Ч. В. Но таким образом автор нам показывает ее жизнь и ее чувства. Ведь ей было куда и к кому возвращаться.
До новых встреч!
#коллекционер #джон фаулз