Давно не ходил в театр. А вчера вечером приехал в Малый театр на постановку «Кроткая» по Достоевскому. Это необычный спектакль с оркестром, в котором Сергей Гармаш читает, а Юрий Башмет играет музыку.
Но буквально на входе меня развернули, так как Гармаша скорая увезла с нервным срывом (возможно это не точный диагноз). Спектакль отменили, перенесли на 16 июня.
Эта печальная история заставила меня задуматься о важности второго состава во всех театрах. Например, Константин Хабенский много лет играл моноспектакль «Контрабас» по одноименному произведению Патрика Зюскинда. Его дублером был Артем Волобуев, артист всегда был на подхвате. Сегодня Артем полноправный «владелец» этого спектакля, получил его от Хабенского по наследству.
Безусловно, есть театралы, которые специально покупают билеты на своего любимого актера и на замену будут не согласны, им лучше поздно, чем никогда. Но такие не все, кому-то важнее режиссер или сама пьеса. А для кого-то ценностью является время и хочется узнавать об отмене спектакля заранее, чтобы не стоять 2 часа в пробке просто так.
Так почему же не во всех театрах есть второй состав? Причина очевидная – деньги. Чем больше труппа, тем больше зарплат надо выплачивать. Если актер числится в штате, но не задействован в спектаклях – ему обязаны платить. Есть театры, которые буквально содержат пожилых артистов, которым нечего играть. Уволить их они не могут, специально под них выбирать репертуар – не хотят. Ирина Апексимова, директор Театра на Таганке, в одном из недавних интервью подробно рассказывала об этой безвыходной ситуации. Это еще одна из причин, почему система театров требует реформирования.
Театры сейчас вообще очень сильно трясет, их активно «смешивают» один с другим. Пострадали театр Сатиры и театр Джигарханяна, Апарте и театр на Таганке, Сопричастность и царицынский ТЮЗ, Мост и театр Моссовета.
А вчера в СТД была пресс-конференция, посвященная нежеланному объединению театров «Сфера» и «Эрмитаж». Это слияние выгодно «Эрмитажу», но убивает «Сферу», а «Сферитаж» зрителям не нужен.
А вы что думаете по поводу объединения и реформирования театров? Сейчас самое время или, наоборот, сейчас не до этого? Театр должен быть государственным или независимым? Часто ходите в театр?