Бусидо – это путь самурая, то есть настоящего мужчины. Казалось бы, все верно. Однако это далеко не так. Да, среди самураев всегда преобладали мужчины, но встречались среди них и женщины, так называемые онна-бугэйся. У женщин-самураев были не только свои традиции, но также особое холодное оружие и специальные техники боя, заточенные именно под женскую физиологию. Благодаря этому, они могли сражаться на равных с мужчинами. Иногда женщины-самураи становились даже полноценными полководцами, ведя за собой многотысячные армии.
Японский термин онна-бугэйся, который используют для обозначения женщин-самураев, буквально означает соединение слов «женщина» и «человек боевых искусств». Так называли женщин, чьи боевые навыки выходили за пределы обыкновенных церемониальных традиций. Онна-бугэйся, в отличие от других женщин, запросто можно было встретить на поле боя, облаченных в доспехи, покрытые кровью врагов. Они принимали полноценное участие в боевой жизни самурайского сословия. Но история возникновения женщин-воинов в Японии уходит своими корнями в те времена, когда еще не сосуществовало даже самих самураев. Эти времена затрагивают самое начало новой эры, когда в Японии действовало множество самых разнообразных сообществ, объединенных общими идеями или ремеслом. Некоторые из таких сообществ по различным причинам состояли из одних только женщин. Но то время было неспокойным, по дорогам бродили разбойники, а в городах бесчинствовали солдаты местных правителей. И любое сообщество, включая женское, нуждалось в защите, в подготовленных и умелых воинах. Таким образом в женских сообщества впервые стали появляться женщины-воины. Они понимали, что мужчины гораздо сильнее и в простом бою на мечах у женщин, даже у очень умелых, будет не так уж много шансов. Поэтому они предпочитали использовать легкое и скрытное оружие, такое как кинжал кайкен или обычные ножи. Их можно было легко спрятать в рукавах кимоно. Но даже на случай открытого боя людьми той эпохи было выработано специальное искусство боя на кинжалах, получившее название тантодзюцу. В редких случаях женщины-воины использовали и легкие копья, чтобы разить противника на расстоянии. Одна из таких женщин, Дзингу, в третьем веке нашей эры стала императрицей Японии и возглавляла японскую армию во время вторжения на корейский полуостров.
Однако такие воительницы все же оставались редкостью. Особенно на фоне постепенно образующегося самурайского сословия, негласный этикет которого требовал от женщины быть кроткой и нежной, а поле битвы оставлять мужчинам. Ситуация стала постепенно меняться с началом периода Камакура, когда в 12-м веке произошла крупная война между кланами Тайра и Минамото. Необычной эта война была потому, что генералами противоборствующих армий оказались две женщины: Томоэ Годзен, правая рука Минамото-но Ёсинаки, и леди Хангаку из клана Тайра. Из них большей славой пользовалась Томоэ Годзен, которая отличалась великой красотой и мастерством на поле боя, совмещая в себе женственность и самурайские качества. Именно под ее руководством армии клана Минамото победили в войне и создали первый сёгунат, государство, которым руководил глава самурайского рода. Слава Томоэ Годзен была настолько велика, что сумела сломить вековые стереотипы о месте женщины в обществе. И именно с нее начинается история онна-бугэйся, женщин-самураев.
Это привело к тому, что уже в последующий период Сэнгоку женщины-самураи стали распространенным и привычным явлением. Вдохновляемые мужеством Томоэ Годзен, они совершали удивительные подвиги. Среди них была женщина Ёситоки Мёринни, поднявшая за собой народное ополчение в битве с кланом Симадзу в 1585 году. И Охори Цурухимэ, которую называют японской Жанной Д’Арк – в 1534 году войска под командованием Цурухимэ превратили остров Сикоку в непреступную крепость и несколько раз разбивали самураев из клана Оути. Можно вспомнить и Акаи Теруко, прозванную самой сильной и красивой женщиной Эпохи воюющих провинций. С трехтысячным войском она на протяжении полутора лет вела оборону замка Канаяма от значительно превосходивших сил клана Ходзё, добившись выгодного для себя перемирия.
В период Сэнгоку стали появляться и женские подразделения в составе самурайского войска. На первых порах они были мушкетерами или личной охраной местных правителей, нередко совмещая в себе и функцию гарема. Однако уже на рубеже 17-го века онна-бугэйся Татибана Гинтиё, глава клана Татибана, формирует первую в истории Японии армию, состоявшую преимущественно из женщин-самураев и буддийских монахинь. Противостоя могущественной Восточной армии под командованием Токугавы, женские войска сумели одержать верх в нескольких сражениях, но вскоре были предсказуемо разбиты превосходящими их во всех отношениях силами Токугавы.
Как видно из этих событий и людей, которые за ними стояли, именно в период Сэнгоку происходит формирование сословия женщин-самураев. Они занимают многие руководящие должности в самурайской иерархии, создаются специальные школы, где женщин обучают мастерству боя и командованию войсками на поле битвы. Создаются уникальные виды холодного оружия, приспособленные под женскую руку. Наиболее популярным из них была нагината, что-то среднее между стандартной катаной и копьем.
Однако подобный успех был временным. Период Сэнгоку завершился победой Токугавы и созданием нового Сёгуната, чья власть распространялась практически на всю Японию. Этот время в истории Японии именуется периодом Эдо. Регулярные войны между кланами сошли на нет, а вместе с этим изменились и задачи самураев. Большей частью они были уже не воинами, а бюрократами, посвятившими себя управлению государством. А значит, сошла на нет и роль женщин-самураев, которые в мирное время осваивали домашние профессии и во всем проявляли послушание мужчинам. Пределом мечтаний для женщин, которые хотели иной судьбы, были школы кэндзюцу, японского фехтования, достигшие во время периода Эдо своего расцвета.
Можно сказать, что именно на такой печальной ноте и завершилась история онна-бугэйся, женщин-самураев. В середине 19-го века между сёгунатом Токугава и сторонниками реставрации императорской власти произойдет война Босин. Последствия этой войны станут неутешительными для самураев. Все их сословие окажется уничтоженным, а над руинами проигравшего сёгуната вспыхнут знамёна империи восходящего солнца.