Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Кто первый придумал зарабатывать на отдыхе и отпусках?

Оглавление

К середине прошлого столетия механизация труда позволила людям работать меньше, а отдыхать больше. За прошедшее время появились различные концепции, позволяющие корпорациям и предпринимателям вытягивать из людей деньги за то, что они ничего не делают.

Что такое ничегонеделание?

По факту это весьма незначительный промежуток времени между сном, едой, всякими физиологическими нуждами, а также работой по дому и той другой, всамделишней.

С учётом этого, в социологических исследованиях всё это обычно проходит по разделу «другое» и потому не представляет для исследователей общества ни малейшего интереса.

Вместе с тем не подлежит сомнению, что даже самые завзятые трудоголики иногда занимаются тем, что не делают ничего. Оно и понятно: после напряжения люди расслабляются, и чем сильнее было напряжение, тем сильнее потом расслабится сжатая предварительно пружина.

Социологи называют такой «расслабон» пассивным отдыхом или досугом.

Как пассивный отдых стал активным?

В XVIII столетии изобретатель и один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин в своём «Наставлении молодому торговцу» писал, что тот, кто вместо того, чтобы заработать 10 шиллингов в день, заработал лишь пять и потратил шестипенсовик, на деле выбросил на улицу в грязь ещё пятёрку.

Это как раз воспетая протестантской этикой позиция применительно праздности, которая сводится к тому, что попусту растрачивать такой ценный конечный ресурс человека, как его жизнь, — непозволительная роскошь.

Всё это всходы того, что в Европе было засеяно ещё в период первой промышленной революции, появления фабрик и заводов, складывания социальных техник, когда очень крупные страты общества стали жить по единым универсальным правилам, например – трудиться в одно и то же время, посещать школы и так далее.

Часы и круглосуточная работа

Забавный факт, что с появлением искусственного освещения при помощи газа в XV столетии в обиход вошли карманные часы. Первоначально они стали известны в конце XV столетия, но тогда у них была всего одна стрелка – часовая.

Минутная появилась как буревестник индустриальной революции; массовое и недорогое серийное производство пошло значительно позже, хотя до конца XIX столетия они были весьма дорогостоящим развлечением, доступным лишь немногим высококлассным специалистам.

Так, по наиболее распространённым каталогам, в США недорогие часы стоили от 10 до 20 долларов, но к концу XIX века цены упали до семи долларов. К слову, будильник тогда же обходился в полтора бакса.

С началом XX века в тех же каталогах дистанционной торговли стали появляться карманные или жилетные часы для мальчиков за 2-3$.

Как разумный отдых стал частью эффективной работы

Следует отметить, что рассуждения об исследовании рабочего времени в целях последующих оптимизационных процессов прежде всего относятся к людям, работающим по найму.

И это парадоксально: когда люди рассуждали о длине рабочего дня, до конца века никто не думал о содержании времени за рамками рабочего дня.

Речь велась о быте, о гигиенических вопросах, канализации и водопроводе, печном и паровом отоплении, вопросах пожарной безопасности и борьбе с алкоголизмом. А вот досуг оставался за рамками.

Таким положение оставалось до конца позапрошлого столетия, когда в Европе и Российской империи в одно время появилась тема разумных развлечений: владельцы фабрик и заводов стали инвестировать в чайные заведения, народные дома и прочие развлекательные и досуговые площадки.

Предполагалось, что, если работодатель наполнит свободное время своих работников различными развлечениями и поможет ему расширить кругозор, последнему будет совершенно некогда заниматься революционной деятельностью и прочей подрывной работой.

В числе попечителей такого рода заведений – их называли до революции народными домами – значились предприниматели, преподаватели университетов и члены императорской династии.

Об комфорте и эргономичности стали говорить уже в XX веке с появлением индустриальной психологии, после публикаций работ Тейлора о научно-ориентированном менеджменте.

Тейлорианство на фоне конструктивистского искусства и архитектуры с культом машин инициировал возникновение культа продуктивности; первые эффективные менеджеры были начальниками цехов, лабораторий и производств, ставившими перед собой задачу снижения издержек и максимизации прибыли.

Триумф этой концепции отражён в фильме с Чарли Чаплиным про конвейер: человек представляется не более чем винтиком колоссального механизма – бесчеловечного и равнодушного Молоха.

Свободное время как экономическая проблема

В 20-х уже вовсю заработали конвейеры, сформировалась определённая культура финансов и производства, появились как явление механизация труда и автоматические механизмы.

К этому же периоду относится появление первых домашних приборов – стиральной машинки и пылесоса, работающих от электроэнергии, посудомойки и других. Правда, долгое время они оставались доступными лишь для представителей высшего класса, лишь к 40-50-м добравшись до домов верхней прослойки среднего класса.

Наблюдая за этой ситуацией, экономисты предсказали, что повышение производительности труда повлечёт радикальное увеличение количества незанятого производительным трудом времени. Один из них, Джон Мейнард Кейнс, счёл, что это повлечёт значительные последствия для экономики.

Почему? Всё просто. В один прекрасный момент на фоне механизации труда будет достигнуто равновесие: услуги станут источником обогащения в той же мере, что и сфера промышленного производства.

Если так произойдёт, начнётся вытеснение человека из цепочек производства. А перекос в сторону непроизводительных отраслей обернётся индустриализацией уже этой сферы.

На выходе возникнет и разовьётся кризис, связанный с отсутствием перспектив и безработицей на несколько поколений вперёд.

Юридическое закрепление права на досуг

В 1948 году во Всемирной декларации прав человека было закреплено право на отдых – как фактор социальный и политический.

Это открыло дорогу развитию экономики досуга, развился и стал расти интерес к явлению самозанятых – бизнесу, фрилансу, ремесленникам, у которых граница между трудом и досугом представляется весьма неопределённой.

Тогда же появился дискурс стандартов жизни: появились лишние деньги, люди стали в два раза меньше работать, но производить в семь раз больше за то же самое время. А, коль скоро появились свободные деньги, их нужно было на что-то тратить!

И досуг стал темой для политиков, социологической и экономической науки. Один из знаковых учёных того времени, Гари Бейкер, получил Нобелевскую премию за свои исследования о распределении времени, человеческом капитале и идеях о том, что досуг можно использовать с целью увеличения собственного человеческого капитала.

Досуг по привлекательности стал для людей важнее, чем труд: человек оказался готовым к тому, чтобы зарабатывать меньше; досуг перестал быть приложением к труду и стал самодостаточным, что означало наступление цивилизации досуга как таковой.

Другой важной темой 60-х стали пенсионеры и социальное обеспечение с точки зрения экономики. Люди стали дольше жить, дольше работать, возникли идеи и теоретические обоснования необходимости отсрочить выход на пенсию, вовлекать предпенсионеров и пенсионеров к активной жизни, чем их занять помимо труда и после него.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

10 мест для отпуска для заядлых киноманах: курорты (и не только), где снимались наши любимые фильмы

Волнительные места: 10 городов, в которых и недели не проходит без землетрясения

Китай, который не перестает нас удивлять

#будущее #трудоустройство #интересные факты #полезные советы #саморазвитие #бизнес и финансы #деньги #история #отдых #общество