Британский драматург и публицист Патрик Гамильтон написал в 1938 г. криминальную драму «Газовый свет». Действие пьесы происходит в викторианскую эпоху в столице Англии в конце XIX в. В семье Мэннингемов происходят странные вещи. Белла замечает, что по вечерам слабеет освещение в газовых светильниках, слышатся шаги и шуршание, вещи находятся не на своем месте или пропадают. Муж внушает Белле, что ей все это мерещится, и она теряет рассудок. Однажды Белла узнает от полицейского, что квартира наверху принадлежала оперной приме, которую убили, но убийцу не удалось задержать. Полицейский подозревает, что муж Беллы и есть убийца, который каждый вечер ищет в квартире убитой ее пропавшие драгоценности. Белла стала подыгрывать мужу и разоблачает его.
Гамильтон показал пример психологического влияния, которое манипулятор оказывает на свою жертву, чтобы убедить ее в собственной ненормальности, в том, что она не то сказала или сделала, не так что-то поняла, неправильно воспринимает ситуацию. От английского названия пьесы «Gaslight» появился в психологической практике термин «газлайтинг». Этот термин означает скрытую форму давления на психику человека, заставляющую его сомневаться в реальности происходящих событий и своей адекватности.
Газлайтер настойчиво заставляет жертву поверить в ухудшение состояния своего психического здоровья и подчиняет полностью своей воле. Жертва лишается уверенности в себе, попадает в зависимость от манипулятора, который под видом заботы контролирует все ее действия. Подверженные газлайтингу люди начинают сомневаться в своих способностях, чувствуют растерянность, находятся в подавленном состоянии, часто считают себя сумасшедшими.
По пьесе Гамильтона созданы две экранизации: в 1940 г. появился британский фильм, в 1944 г. – американский. В американском триллере по мотивам пьесы снялись знаменитые актеры: Шарль Буайе, Джозеф Коттен и Ингрид Бергман. Исполнительница главной роли для достоверности образа своей героини ходила на консультации к психиатру, чтобы наблюдать за поведением пациентов с психологическими расстройствами.
Главная героиня Пола, находясь под влиянием супруга, начинает убеждаться, что сходит с ума. Грегори убеждает жену, что она прячет вещи и ничего не помнит, забывает то, о чем говорила. Он старается изолировать Полу от общения с другими людьми под предлогом ухудшения ее здоровья. Он уже вынашивает «дьявольский» план упрятать жену в клинику, чтобы в поисках драгоценностей обыскивать не только чердак, где хранились вещи убитой тетушки Полы, но весь дом, который достался ей по наследству. Благодаря инспектору полиции женщине удается вырваться из психологической ловушки, полицейский подтвердил, что газовое освещение действительно тускнеет по вечерам. Но происходит это потому, что кто-то зажигает тайком светильники, и давление газа падает, значит, в доме присутствует еще человек.
После выхода на экраны фильм имел колоссальный успех. За лучшую женскую роль «Оскар» получила Ингрид Бергман. Создатели декораций и костюмов награждены как «Лучшие художники-декораторы». По мнению Американского института киноискусства, фильм признан одним из «100 самых остросюжетных фильмов». В СССР фильм демонстрировался в кинотеатрах в качестве «трофейного кино».