Найти тему
Полполушкин

Серебряные монеты XVIII века. Пример нюансов и особенностей грейдинга.

Коллекционерам российских серебряных монет XVIII века, особенно ценителям поздней Екатерины II, наверняка знакома проблема плоского, низкорельефного чекана последнего портретного типа императрицы. Причем проблема эта видна как на самых мелких номиналах линейки, так и на полтинах и рублях. Увы, такова была технология, низкий рельеф был выбран умышленно, и найти отлично прочеканенный портрет, несущий и сохранивший на себе все мелкие элементы рисунка, довольно-таки непросто. Пожалуй, лишь экземпляры, бившиеся свежими, только что поставленными штемпелями, могут похвастаться выразительностью лица, четкостью корсажа и целостностью локона на изображении Екатерины Великой. И нумизматы с опытом об этом прекрасно знают, в отличии от новичков, у которых, вид ярких, штемпельных, практически необращавшихся монет, порой находящихся в слабе с высоким грейдом, но с практически полном отсутствием четкости рисунка, вызывает массу недоуменных вопросов.

И прямо сейчас, на «живом» примере, на монетах, находящихся в данный момент в коллекции - экспозиции нумизматического проекта Полполушкин, я постараюсь объяснить и высокий грейд таких экземпляров, и их технологические особенности.

-2

Перед нами две монеты, два 20-копеечника 1787 года в одинаково присвоенном грейде MS61. Вполне достойные цифры для монет этого номинала и периода. Но, как мы видим, при одинаковом грейде, рельеф портрета на двухгривенных вовсе не одинаков.

-3

Одна из монет отчеканенна явно штепелями с большим износом, другая же может еще похвастаться более — менее вменяемым и читаемым рельефом.

-4

Перевернув монеты стороной с номиналом, мы видим обратную картину: экземпляр с нечетким портретом имеет более «острый» рельеф орла и отлично прочеканенную середину в отличии от монеты с более четким портретным профилем.

Какой же экземпляр лучше и качественнее? Лучше — для многих несомненно будет тот, у которого более четкий рельеф портрета. Качество же у них — одинаковое. Прочекан и рельеф — это особенности производства. Так-же, при оценке качества и сохранности не учитывались бы такие явления как соударение штемпелей, следы двойного удара, соосность сторон или сдвиг штемпеля. А вот штемпельный блеск поля, наличие следов обращения и совокупность мелких повреждений — это критерии, по которым определяется сохранность. Именно потому, что у этих двух монет признаки сохранности схожи, они и получили одинаковый, высокий грейд. Без всякого учета высоты рельефа и эстетического восприятия помещенного на монетах изображения.

-5

В заключении добавлю, что подобный 20-копеечник, при должном упорстве, вполне можно найти с отличным рельефом и четким, резким прочеканом как портрета, так и гербовой стороны. В теории — можно. Но не исключено, что поле на таком экземпляре будет тронуто коррозией, или же монета будет иметь следы чистки. А это уже — не вариант для грейдинга. Но нужно ли собирать такую специфическую тему, как Россия XVIII столетия в слабах? Где красота изображения не всегда равна общей сохранности? Решать Вам. Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу. Интересных монет Вам в коллекцию!

#монета #нумизматика #коллекционирование #слаб #грейд #ннр #ngc #грейдинг монет