Как мы знаем, репрессивная машина любого государства стремилась так или иначе залезть в головы граждан, чтобы узнать об и сокровенных мыслях, чаяниях, а заодно проведать, не готовится ли народ к бунту. Сейчас нас успешно мониторят через гаджеты и социальные сети. В XIX и ХХ веках отслеживали переписку. Специально обученные люди, что при государе-императоре, что при большевиках, вскрывали различную почту и выискивали крамолу с целью пресечь любые отклонения от официально провозглашаемой доктрины.
В порыве праздного интереса мне довелось ознакомиться с целым рядом исторических источников, связанных со строительством Верхневолжского каскада ГЭС. Среди таблиц, графиков, приказов и прочих официальных документов я наткнулся на весьма занимательную бумагу, выдержки из которой представляю вашему вниманию.
Итак, начальник отдела режима Кунеевского ИТЛ, товарищ подполковник, в октябре 1953 года пишет докладную начальству о состоянии умов на вверенной ему Родиной территории. Мол, этот-сознательный, вон как о партии и родимом колхозе восторженно отзывается. Этот-антисоветчик и тайный враг, ругает власти. Взят на карандашик. Эти товарищи критикуют лагерные порядки, быт и питание. Предписано разобраться, виновных в злоупотреблении наказать. Те-амнистией недовольны, что мол зэков всех повыпустили, а политических пока нет.
Но есть несколько просто душераздирающих писем, прочтя которые, можно сделать вполне определённые выводы относительно бесчеловечной жестокости проклятых коммуняк по отношению к несчастным и бесправным жертвам режима.
Заключённый Самойлов Жайнал, отбывающий 10 лет по указу от 04.06.1947 (расхищение социалистической собственности) пишет другу в родной Ташкент: «…немедленно высылай в посылке сапоги, 200 ан@ши, 1000 руб., продуктов, 4 кг бараньего сала, кишмиш, урюка и другое…».
Сообщение от отца к сыну, отбывающему срок ни за что в соответствии с аналогичным обвинением: «Эрик, получишь посылку, ты обрати на нее внимание, как будут проверять, особенно сахар передадут тебе пачками или россыпью. Напиши когда получишь вторую, смотри, там будет». Очевидно, речь идёт о каких-то запрещённых веществах, которые можно подмешать в сахар.
А вот Ташходжаев Салждан из Узбекской ССР даже не стесняется: «Вышлите посылку под номером 7 (ностолкан)».
И самая забавная «малява»: безвинно репрессированный уголовник из Москвы, Сергей Петрович Давыдкин, освободившийся по бериевской амнистии, сообщает своему товарищу, оставшемуся в лагере: «…жизнь на воле другая, не то, что было раньше, слабина после этой амнистии. Из воров я только встречал Леху. Я живу сейчас по-умному, занимаюсь только по воскресеньям, когда больше «понта», сам знаешь, аккуратно за 5 месяцев один раз только «подвез», прошло благополучно».
Писать такие письма с воли на кичу-весьма опрометчивое решение, поскольку сознательный товарищ подполковник делает пометку: материал направить в органы МВД по месту жительства. А значит-недолго товарищу Давыдкину «подвозить» ничего не подозревающих сограждан.
Читая эти документальные свидетельства, диву даёшься. Вот в каких поистине нечеловеческих условиях обитали заключённые в кровавых сталинских лагерях…
#гулаг
#сталинские репрессии
#история
#волголаг
#репрессии