Найти в Дзене
Сухостат

Нигерия хочет выйти со своим газом на европейский рынок

Учитывая, что ЕС не может в ближайшей перспективе отказаться от использования природного газа, а российский его более не устраивает, то заполнить брешь в поставках голубого топлива в Старый Свет желают не только США, Катар, но и Нигерия. Австралийская инжиниринговая компания Worley, специализирующаяся на проектных и консультационных услугах в ресурсном и энергетическом секторах, 26 апреля заключила контракт на 2 фазу предпроектных изысканий (FEED) по строительству газопровода Нигерия – Марокко Nigeria-Morocco Gas Pipeline (NMGP): В 2016 году этот проект рассматривался как альтернатива «Транссахарскому газопроводу» (NIGAL) из Нигерии в Алжир через Нигер, от которого отказались из-за его стоимости, а также политических рисков (Сахаро-Сахельская зона — одна из самых нестабильных и конфликтных на территории континента). На данный момент строительство Алжиром ветки газопровода до Таманрассета завершено, как бы началось встречное движение нигерийской ГТС в сторону Кано, от которого до газот

Учитывая, что ЕС не может в ближайшей перспективе отказаться от использования природного газа, а российский его более не устраивает, то заполнить брешь в поставках голубого топлива в Старый Свет желают не только США, Катар, но и Нигерия.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Австралийская инжиниринговая компания Worley, специализирующаяся на проектных и консультационных услугах в ресурсном и энергетическом секторах, 26 апреля заключила контракт на 2 фазу предпроектных изысканий (FEED) по строительству газопровода Нигерия – Марокко Nigeria-Morocco Gas Pipeline (NMGP):

  • протяжённость более 7000 км
  • пройдёт в Европу по территории 11 западноафриканских стран
  • самый длинный морской трубопровод в мире и второй по длине трубопровод в целом
  • заказчики проекта — Национальное управление по гидроуглеродам и шахтам (ONHYM) Марокко и Нигерийская национальная нефтяная корпорация (NNPC)

В 2016 году этот проект рассматривался как альтернатива «Транссахарскому газопроводу» (NIGAL) из Нигерии в Алжир через Нигер, от которого отказались из-за его стоимости, а также политических рисков (Сахаро-Сахельская зона — одна из самых нестабильных и конфликтных на территории континента).

«Транссахарский газопровод» (NIGAL). Взято из открытых источников
«Транссахарский газопровод» (NIGAL). Взято из открытых источников

На данный момент строительство Алжиром ветки газопровода до Таманрассета завершено, как бы началось встречное движение нигерийской ГТС в сторону Кано, от которого до газотранспортной системы Алжира необходимо проложить ещё 1220 километров.

Возродился интерес к газопроводу Нигерия-Марокко в 2021 г., когда стало ясно, что Алжир и Марокко могут не договориться о продлении контракта на транзит и поставку газа. Вот тогда-то Марокко вновь озаботилось поиском альтернативных источников газа.

Газотранспортная инфраструктура Северной и Западной Африки. Источник «Интэкс».
Газотранспортная инфраструктура Северной и Западной Африки. Источник «Интэкс».

Особенно остро этот вопрос встал сейчас, когда Алжир пригрозил расторгнуть контракты на поставку газа (по трубопроводу «Medgaz» — 10,5 млрд. кубометров в год) между его государственной компанией Sonatrach и испанскими покупателями.

Мадрид планирует начать реверсные поставки алжирского газа по простаивающему в настоящее время трубопроводу GME из Иберийского полуострова в Марокко.

У Испании, которая получает сейчас в большом количестве СПГ, появились свободные объёмы газа, на продаже которых она может неплохо заработать, используя газовые проблемы Марокко.

Но это никак не устраивает Алжир, имеющий территориальные претензии к Марокко. Данный газовый конфликт может привести к сокращению альтернативных российским поставок газа на территорию Евросоюза.

Какова вероятность реализации данного проекта, который ЕС рассматривает как дополнительный источник поступления газа на европейский континент, вместо российского? Против газопровода NMGP из Нигерии играет целый комплекс факторов:

  • оценочная стоимость проекта — $ 25 млрд. («Северный поток -2» обошёлся примерно $11 млрд.)
  • в проекте на данный момент отсутствуют известные западные ТНК, потянуть его финансирование перегруженный долгами нигерийский бюджет возможности не имеет (внешний долг Нигерии — $31 млрд., ещё $10 млрд. — обязательства перед Международной ассоциацией развития, плюс $10 млрд. — евробонды, и Китаю Нигерия должна $3,1 млрд.)
  • западноафриканский шельф довольно глубокий (200 м), что усложнит строительство газопровода (средняя глубина залегания «Северного потока-2» — 50 м)
  • спрос на газ в странах по трассе газопровода маленький (1-2 млрд. кубометров в год). Большинство из них планирует его покрывать за счёт СПГ, всё это вместе с вероятными перебоями с платежами за газ и нестабильностью в некоторых странах региона (Западная Сахара) делает планы участников проекта по повышению рентабельности за счёт продажи части газа в Африке маловероятными.

Вдобавок к перечисленным проблемам есть и ещё одна не менее значимая, а скорее всего, и основная. Газа в Нигерии действительно много, но нигерийцы за последние месяцы уже решили реализовать несколько экспортные проектов: трубопровод в Алжир (мощность 30 млрд. кубометров), и завод «Брасс СПГ» (до 25 млрд. кубометров).

А если к этому добавить внутренний рынок, который хронически страдает от нехватки газа (в марте этого года 14 ТЭС стояли из-за отсутствия газа). Для обеспечения всех этих проектов добычу в Нигерии нужно нарастить более чем в два раза, что с учётом рентабельных извлекаемых запасов газа в Нигерии практически нереально.

Даже приняв решение о запуске одного из этих проектов, Нигерия окончательно поставит крест на внутреннем рынке газа и устойчивом экономическом развитии страны.

Поэтому, скорее всего, и данная инициатива так и останется для Нигерии и Марокко благим намерением, на которое они бесполезно потратят $90 млн., оплатив услуги австралийской компании Worley.