Найти тему
Томский политех

Химическая инженерия: как учиться по-новому

Оглавление

В России в год производится больше 4,5 млн тонн полимеров, нефти добывается больше 524 млн тонн, продается больше 30 млрд упаковок отечественных лекарств. Для добычи, производства, переработки всего этого нужны химики. А точнее, инженеры-исследователи, инженеры цифрового проектирования, технологи, аналитики, системные инженеры. Их готовят в Томском политехе.

И в этом году вуз открыл набор на мультитрековую магистерскую программу «Химическая инженерия». Она создана по принципиально новому образовательному дизайну. Чем же она интересна и что это дает студентам — разберемся в материале.

Спойлер: программа супериндивидуальная, и студентам не приходится повторять материал из бакалавриата.

Коротко

На программу открыто 75 бюджетных мест. Она открыта в рамках большого направления «Химическая технология». Документы уже можно подавать на сайте. Все вопросы по поступлению в магистратуру ТПУ можно задать в группе.

Кого готовят?

В «Химическую инженерию» вошли пять ранее существовавших программ: «Химическая технология топлива и газа», «Цифровые технологии в проектировании нефтегазохимических производств», «Химическая технология высокомолекулярных соединений», «Анализ и контроль в химических и фармацевтических производствах», «Перспективные химические и биомедицинские технологии». Это были программы Инженерной школы природных ресурсов ТПУ и Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ.

Тематически направления подготовки остались теми же. Выпускники смогут быть инженерами-исследователями, инженерами цифрового проектирования, технологами, аналитиками, системными инженерами в какой-то из этих областей.

Но суть новой программы не в объединении существующих. В ТПУ полностью перезагрузили образовательный процесс по химический инженерии.

-2

25 вариантов: чтобы учить то, что нужно

Самая главная особенность программы — каждый студент сможет собрать индивидуальную программу. В ее архитектуру заложена возможность выбрать собственный трек как минимум из 25. Как? В программу «вшиты» пять тематических направлений и пять ролей для этих областей. Например, можно выбрать трек “инженер-исследователь для нефтепереработки” или “системный инженер на полимерном предприятии”. Также в учебном плане заложены микромодули, которые еще увеличивают число вариантов.

«Эта программа создавалась не от жажды экспериментов. Томский политех хорошо готовит инженеров-химиков, можно было оставить все как прежде. Но мы не стали закрывать глаза на то, что далеко не все в классической для России магистратуре удовлетворяет студентов и работодателей. У них есть запрос на индивидуальность. Когда ты сам или после консультации с научным руководителем, куратором с предприятия выбираешь, что ты будешь изучать, как и когда, и при этом четко понимаешь, зачем тебе это. Поэтому у нас есть столько вариантов развития образовательной траектории. Даже профессиональный английский преподается по-разному для всех», — говорит руководитель программы, профессор отделения химической инженерии ТПУ Елена Ивашкина.

Выбор: чтобы не повторять бакалавриат

Половина всех дисциплин на всех курсах в программе выборная. В обязательную часть на первом курсе войдут, например, философские и методологические аспекты науки и техники, профессиональная подготовка на английском языке, физико-химические методы анализа, современные химические технологии. Это общенаучные и общепрофессиональные дисциплины. Общие, но не одинаковые для всех. Везде заложена возможность выбрать нюансы и фокус.

Дублирование дисциплин из бакалавриата — это, пожалуй, сама главная претензия студентов к учебе в магистратуре. Выборность дисциплин как раз позволяет избежать повторения материала.

-3

«Магистратура в России меняется, и это очень хорошо. Когда эта вторая образовательная ступень только появилась, магистратуру почти полностью заполняли студенты того же вуза, с той же специальности. Но смысл магистратуры не в том, чтобы просто учиться 6 лет вместо 5. А в том, что это возможность углубить знания, уйти в смежную или вообще в другую область, расширить свой профессиональный горизонт новыми компетенциями. Поэтому сейчас на том же направлении «Химическая технология» в Томском политехе 70 % студентов поступают из других вузов. В таких ситуациях университет вынуждены вводить выравнивающие дисциплины, чтобы подтянуть всех до одного уровня. Мы же сейчас идем по-другому пути. Все выравнивающие истории мы убрали в дисциплины на выбор. Нужен корректирующий модуль? Берешь. Если не нужно — нет», — поясняет директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Марина Трусова.

Выбрать можно даже формат научно-исследовательской работы. Это может быть классическое исследование в рамках дисциплины «НИР в семестре» или групповой проект. Он предполагает работу в междисциплинарной команде над решением реального кейса от предприятия-партнера. А это «СИБУР», «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть» и другие. Кстати, групповой проект — это определенно не более простой сценарий. Он сложный, но интересный.

-4

Модули: чтобы учиться у лучших

Как можно готовить инженеров только в теории? Никак. В образовательном процессе обязательно должны участвовать специалисты с предприятий и успешные ученые. Но они не могут читать полноценно дисциплину в течение семестра. У них есть другая работа. А вот прочитать интенсивный модуль на несколько недель — вполне.

«Программа насыщена дисциплинами в формате микромодулей. Их продолжительность от 1 до 3 недель. Такой формат позволит приглашать в качестве лекторов специалистов с крупных предприятий, куда потом пойдут работать выпускники, ученых из Российской академии наук, из других университетов. В частности, Сибирского государственного медицинского университета и Томского государственного университета. Это обмен компетенциями между организациями, от которого выигрывают в первую очередь студенты, получая знания от лучших», — отмечает руководитель отделения химический инженерии ТПУ Елена Короткова.

Например, в формате микромодулей будут дисциплины «Поточные схемы нефтеперерабатывающих заводов», «Методы молекулярной биологии и генной инженерии», «Координационная химия», «Методы моделирования веществ» и многие другие.

Все разберутся

На первый взгляд дизайн программы может показаться сложным. Как студенту не запутаться?

Для этого в первые три недели на первом курсе студенты будут проходить курс «Введение в образовательную программу». На ней прояснятся все тонкости: как выбрать нужный трек, какие исследования по выбранным тематикам ведутся в ТПУ, как магистранту подключиться к этим проектам и так далее. Также будет система тьюторов, с которыми можно проконсультироваться в любой момент. Научный руководитель, куратор с предприятия — к ним тоже можно и нужно обращаться за советом.

-5