Борьба с самодеятельным внесением изменений в конструкцию автомобиля сильно ударила по любителям тюнинга. Сегодня мало построить на базе серийного авто гоночный болид или супер-внедорожник. Теперь, чтобы выехать на этом творении на дорогу, нужно пройти долгий и не дешевый путь его легализации.
Досталось и простым автомобилистам: внимание инспектора ДПС могут привлечь дополнительные противотуманные фары, нестандартный багажник на крыше, колеса нештатного размера. Говорят, что претензии предъявляют даже к установленным тягово-сцепным устройствам, иначе именуемым фаркопами. И как тогда буксировать прицеп?
Начнем с того, что не все автомобили могут это делать. Есть целый ряд моделей, буксировка прицепа которыми изначально не предусмотрена. Эта информация есть в инструкции по эксплуатации автомобиля. И если машина изначально не может работать буксиром – любой фаркоп, установленный на нее, будет вне закона. А это значит, что инспектор может выписать вам штраф в 500 рублей и дать десять дней на приведения авто в стандартный вид. Поймают еще раз – могут приостановить регистрацию машины.
Большинство автомобилей может буксировать прицеп и оборудовать их фаркопом можно. Но надо правильно подойти к выбору тягово-сцепного устройства. Фаркоп должен иметь необходимый сертификат и быть предназначен для конкретной модели автомобиля. Все необходимые документы производитель должен приложить к изделию.
Автомобиль предполагает буксировку прицепа, на него установлен подходящий сертифицированный фаркоп – вроде бы все по закону. Но и тут могут возникнуть проблемы. Порой шар сцепного устройства загораживает часть номерного знака, если тот расположен в нижней части бампера. И здесь у стражей дорожного порядка порой возникают вопросы на тему нечитаемого номерного знака. Такая вот коллизия…
Решить эту проблему может фаркоп со съемным шаром. Но такая конструкция более дорогая, громоздкая и не для всех автомобилей ее можно найти.
Самый лучший вариант установки фаркопа, к которому не сможет прицепиться самый въедливый инспектор или специалист поста технического осмотра – это стандартный заводской фаркоп. Не установленный дилером, а заказанный из списка дополнительного оборудования и смонтированный на заводе. Не все производители и не для всех моделей предлагают столь полезную опцию. Но если вы предполагаете эксплуатировать машину с прицепом, обязательно уточните ее наличие.
Кстати, штатные фаркопы часто имеют съемный или даже откидной крюк с шаром. Нажимаем на «секретную» кнопку в багажнике и из-под бампера выскакивает буксирное устройство. Когда нет нужды тянуть прицеп – сцепка убирается обратно. Удобно и внешний вид дорогого автомобиля не портит. Да, к сожалению, такое полезное устройство обычно предлагается для не самых дешевых авто.
Если вы купили подержанный автомобиль с установленным на него фаркопом, но никаких документов на дополнительное оборудование продавец вам не передал, остается два пути. Если известен производитель тягово-сцепного устройства, можно запросить у него копии документов. Второй вариант – демонтировать «безродный» фаркоп. Ведь пройти технический осмотр с ним не получится.
И последнее замечание для тех, кто планирует таскать прицеп. Если полная масса прицепа превышает 750 кг, требуется открыть в водительском удостоверении соответствующую категорию. Для более легких прицепов достаточно обычной категории «В».
Всем удачи на дорогах.