В одной из предыдущих статей («Вроде взрослые персонажи, а ведете себя, как дети») я рассказывал о том, что назвал «внутренним ребенком», когда писал про взрослого человека, который ведет себя, как маленький ребенок. Это могут быть разные поступки или поведение, которые можно оценить положительно, отрицательно или нейтрально. Я, пожалуй, так и оценю влияние «внутреннего ребенка» на поведение и поступки персонажей, которых я выбрал: известный очень многим Северус Снегг (отрицательно), известный немногим Орихара Изая(нейтрально), и неизвестный почти никому Сигурд(положительно).
У Северуса «внутренний ребенок» проявлял себя отрицательно и, думаю, многие на это обращали внимание. Он цеплялся к ученикам, оскорблял их, унижал, относился предвзято. Он, как часто происходит у детей, которым не твердили, что маленьких обижать плохо, с лихвой отрывался на учениках из-за того, что у него тяжелый день, тяжелый характер, тяжелое детство.
Студенты не были виноваты во всем том, что происходило в жизни их профессора, но им приходилось расплачиваться за то, что она у него такая тяжелая. Северус, как маленький ребенок, выливал на окружающих все то плохое, что накопилось у него на душе.
Мы знаем его как выдающегося человека по меркам мира, в котором он жил. Знаем, что Северус невероятно был умен и талантлив, что верен Дамблдору и Лили Эванс, а потому он опекал детей в школе, и особенно сына Лили — Гарри.
Несмотря на то, что Гарри сын Лили, ему от Северуса доставалось в особенности, потому что он носил фамилию "Поттер" и потому что мальчик был очень похож на своего отца, внешне и характером. Это все провоцировало Северуса на особенно негативное отношение к Поттеру.
Итак, ученики для Северуса неравны. Немногих он относил к своим любимчикам, а над всеми остальными он глумился, особенно над тем, кто напоминал ему о его злейшем враге. Никаких объективных оснований для придирок к ученикам у Северуса не было, но они ему не нужны: он компенсировал детские обиды, когда он был слабее, издёвками над теми, кто слабее него теперь.
В этом проявляется его внутренний ребенок.
Орихара Изая, — персонаж, в котором «внутренний ребенок» проявляется менее заметно, но не менее ярко.
Изая с детства был умным, спортивным, красивым. Потому в школе, где он учился ему симпатизировали. До того момента, когда он оказался впутан в темные, преступные дела.
Парень сам выбирал с кем ему дружить, а с кем враждовать, с кем сотрудничать, а кого подставить. Он стал лучшим информатором в городе, где жил, крутился среди мафиози и неплохо зарабатывал.
Он великолепно знал психологию человека, мог спровоцировать любого почти на любой поступок и с большой точностью предсказать поведение человека в любой ситуации.
Казалось бы, взрослый, успешный в каком-то смысле дядька, где тут должен появиться «внутренний ребенок»?
А дело в том, что Изая с самого детства интересовался всем, что его окружает. Особенно ему были интересны люди. Он говорил, что любит их, всех людей. Он с интересом наблюдал за ними, но ему было бы не так интересно за ними наблюдать, если бы они жили своей спокойной жизнью. Поэтому он устраивал неприятности выбранным подопытным, или наоборот давал им шанс, сталкивал их интересы между собой.
Его любовь была скорее похожая на ту, которую мы можем испытывать к подопытным мышам. Они милые, но мы не прочь их помучать. Если кто-то из них погибнет... Ну ничего, есть много других. Я так с муравьями в детстве развлекался.
В этом, я считаю, и проявлялся «внутренний ребенок» Изаи. Он с детским энтузиазмом наводил шороху во всех уголках своего города, чтобы потом наблюдать за его жителями. Его не заботили последствия, хотя он прекрасно понимал какие они будут. Но он, как многие дети, не предавал им значения. Они были вне его внимания, и не были ему интересны. Увидев ожидаемое проведение, он радовался, но если поведение оказывалось для него неожиданным, оно приводило Изаю в щенячий восторг!
Так можно описать Орихару Изаю. Он с по детски сильным любопытством творил совсем не детские дела, как ребенок радуясь всему новому, но делая весьма серьезные выводы.
Сигурд всегда был мечтательным, умным и интересовался миром вокруг. Похоже у меня тут одни гении собрались... Что ж, тем лучше, ведь «ребёнок» в умном человеке обычно заметнее. Глупые же вовсе не слишком сильно взрослеют умом.
Так вот, Сигурд... В раннем детстве он почти ни с кем не общался, сверстники ему были мало интересны, потому что они были буйными. Именно такими они казались на фоне Сигурда. Все дело было в том, что у Пламян, в селении, где рос Сигурд, было принято с юношества обучаться воинскому делу. Многие взрослые были также весьма умны, но детям было важнее быть сильными, а потому обычным развлечением для детворы поселения Пламян были драки, которые не были интересны нашему герою.
А что было ему интересно, можно увидеть при первом знакомстве с маленьким Сигурдом:
«Сигурд не замечал даже муху, которая была у него на носу, и сидел в задумчивости о том, почему люди не могут летать, как облака. Он прочитал в одной из книг, что облака – это просто пар. Сигурд знал, что пар – это вода, и что облака большие. А если они большие, и они вода, то должны быть очень тяжелыми. А если они могут летать, то почему люди не могут, ведь люди должны быть легче? Он слышал голос Кайи, но не обращал на него внимания, пока не понял, что зовет она именно его. Он лениво повернул голову на зов, и перед его глазами возникло ее радостное лицо.»
Сигурд даже говорить нормально не мог, пока не начал общаться со своими будущими друзьями. Но когда он с ними подружился, он впервые в жизни начал шутить. Редко у него выходили смешные шутки, но, когда они получились смеялись все очень долго. То, что хорошие шутки были редки, и то, что они были очень смешными, было следствием его ума, некоторой наивности и простоты. Умный человек, когда шутит, не пытается кого-то задеть, принизить, пересказать уже известную шутку или шутить по-черному. Он просто придумывает или находит ситуацию, которую представляет тем, кто его слушает так, чтобы она оказалась для них забавной. Но в силу ума Сигурда, шутка могла быть слишком сложной, а в силу его простоты, могла оказаться слишком приземленной. Потому его шутки удавались редко, но когда удавались все валились на землю от них. Это нравилось Сигурду, а потому он пытался шутить снова и снова.
В прочем, в произведении «Первый Поход Храбрости», где об этом все рассказывается, нигде нет примера его шуток. Этот момент я опустил сознательно, когда писал его, потому что едва ли шутки, которые так нравятся его друзьям, будут так же сильно смешить любого читателя. Другое дело — шутки неудачные. Пример такой его шутки находится в неизданной пока что книге «История о Кнуте. Искра», где Сигурд являясь уже взрослым дядькой приходит учить магии подрастающее поколение. В этом ему помогает его дочь Аса, которая, видимо, никогда не слышала от отца хороших шуток:
«Войдя в казарму, мы увидели, что посередине расставлены ящики и табуретки.
– Зачем это? – спросил один из учеников, указывая на ящики.
– О-о! Это инструменты специальные, во время занятий магией для защиты вас во время опасных необходимые... – начал говорить Сигурд потусторонним голосом, но Аса, стоящая чуть за ним, его перебила:
– Табуреток на всех не хватило, так что на ящиках усядутся те, кому не хватило табуреток. – сказала она, мрачно глядя на отца.
Он рассмеялся и потрепал дочь по голове. Та с недовольным видом отошла в сторону. Я смотрел на нее и думал, что она тут делает, ведь магией она уже овладела, но потом вспомнил, что Сигурд назвал ее своим помощником.»
Итак, вне зависимости от возраста Сигурд любил и пытался шутить, потому что ему это нравилось. Он думал просто, иногда наивно, но только в том, что касалось людей. Во всем остальном он был весьма умен и сведущ. И все же, он всегда говорил, что думает, и продолжал шутить, все не удачнее с каждым годом. В такой простоте, такой наивности и желании получать положительное внимание и проявляется его «внутренний ребенок». Он уже взрослый человек, готовый делиться огромным накопленным за всю жизнь опытом, но его поведение еще во детское.
Я похожие ситуации встречал с преподавателями в школе или университете, которые пытались шутить «по-молодежному», но шутки у них выходили такие, которые принято назвать «сам пошутил — сам посмеялся».
А вас были такие случаи, когда вроде бы взрослый человек, а ведет себя как ребенок? С них можно брать примеры характеров или прямо сами случаи для своих произведений.