„Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.“
Зигмунд Фрейд
Человек одинок с момента рождения и с этим чувством он проходит через всю свою жизнь. Кто-то осознанно, кто-то бессознательно.
Т.е. одиночество - базисное состояние человека.
Время от времени одиночество ретушируется какой-то вовлеченностью в повседневную суету социума, т.е. человек имеет общение на работе, в семье, среди друзей, но сама эта повседневная втянутость, с точки зрения социума, в активную жизнь, впоследствии, может сыграть роль фактора, усиливающего чувство «внезапного» одиночества.
Внешняя вовлеченность приводит к тому, что человек теряет связь с самим собой, растворяется в пустоте повседневности и навязанных норм общества: улыбаться кому-то, поддерживать светскую беседу, или деловой разговор, или болтовню о погоде.
НО... В один момент друзья, работа и семья может стать бывшей.
Развод, разочарование в друзьях, потеря работы, усталость от бесполезности обыденного, не получение удовлетворенности от общения, разногласия и потеря близких…
Т.е. в какой-то период времени размеренность жизни нарушается, каким-то событием, или испытанием, или трагическим обстоятельством. Эти события влекут за собой переживание одиночества, желание уединиться, даже изолироваться не то что от людей, а даже от родных и друзей.
Человек обыкновенный, как правило, с одиночеством сталкивается, по его мнению, как бы, внезапно.
И вот тут-то начинается рефлексия перед СТРАХОМ одиночества.
Ибо ВНЕЗАПНОЕ ОДИНОЧЕСТВО позволяет человеку увидеть либо богатство своего внутреннего мира, либо внутреннюю пустоту.
Умение принимать одиночество – это свидетельство духовной зрелости личности.
Интеллектуально и духовно развитый человек, погружаясь в одиночество, всегда использует внутренние резервы души и развивает свое духовное богатство, расширяя границы сознания, он расширяет границы мира.
Духовно обделенный человек, на такое не способен. Увы, он начинает винить всех и вся в своих бедах, впадать в крайности (депрессия или агрессия). Незрелый человек с внутренней пустотой, при внезапном одиночестве, непременно встанет на путь саморазрушения и самоуничтожения. Такой человек становится уязвим, ибо внутренняя пустота не может быть ему резервом. Такие люди настойчиво ищут помощь из вне, и они, увы, находка для сектантов и фанатиков.
Мыслящий человек, принявший свое одиночество, непременно станет творцом своей судьбы, он ощутит кайф ухода от социальной обыденности, станет дорожить своей подлинностью, обретет жизненный смысл.
Т.е. восприятие одиночества определяется отношением к одиночеству.
И чем выше интеллект, тем больше кайфа от одиночества.
Хочу поделиться со всеми мыслящими, замечательным произведением Иосифа Бродского, написанного им в 1959 году.
Одиночество
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.