Долгожданная вторая встреча Папы Франциска с главой Русской православной церкви пока не состоится. Об этом сообщил сам Папа Римский в интервью аргентинской газете La Nacion, опубликованном 22 апреля.
Так что следующей встречи Папы Римского с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом придется ждать дольше. Это дает дополнительное время для размышлений о том, где в конечном итоге могли бы встретиться два церковных руководителя.
Папа Франциск сообщил журналистам, вернувшись с Мальты в начале этого месяца, что Ближний Восток рассматривается как возможное место для встречи, тем самым подтвердив слухи, распространявшиеся с начала 2022 года.
Когда президент Ливана Мишель Аун объявил, что Папа Франциск посетит Ливан 12-13 июня, некоторые пришли к выводу, что саммит состоится в Стране кедров. Но организаторы с самого начала предполагали, что встреча состоится в Иерусалиме, возможно, сразу после поездки в Ливан.
Иерусалим считался идеальным местом по разным причинам. Во-первых, Московский Патриархат не считает его местом дискриминации православных. Это, прежде всего, нейтральная территория за пределами Европы, где сохраняется напряженность между католиками и православными.
Историческая первая встреча Папы Франциска и Кирилла состоялась в аэропорту Гаваны на Кубе, еще одной стране за пределами Европы, где православные не считают себя преследуемыми.
Была и другая идея: повторить в Иерусалиме знаковые встречи Афинагора и Павла VI в 1967 году, а также Варфоломея и Папы Франциска в 2014 году. Этот акт дал бы понять, что и Вселенский Константинопольский Патриархат, и Московский Патриархат имеют сильную дружбу с Римом.
Для Москвы это был бы в высшей степени символический жест, учитывая атмосферу враждебности, которая существует с Константинополем с тех пор, как он признал Украинскую православную церковь.
Но как это ни парадоксально, факторы, которые сделали встречу в Иерусалиме привлекательной, побудили Папу отменить встречу — по крайней мере, на данный момент.
Святой Престол не хотел, чтобы потенциальная встреча была использована в условиях российско-украинского конфликта, и не хотел быть втянутым во внутриправославные дебаты.
Хотя встреча была отложена, может ли она в конечном итоге состояться в Казахстане — еще одном месте, о котором упоминалось в течении некоторого времени?
Правительство Казахстана объявило, что Папа Римский Франциск посетит страну 14-15 сентября для участия в Съезде лидеров мировых и традиционных религий. По проекту, определенному еще до пандемии, на собрание был приглашен и Патриарх Кирилл.
Но у возможности встречи в Казахстане была и обратная сторона: связь среднеазиатской страны с соседней Россией. Казахстан является канонической территорией Московского Патриархата.
Еще одним упоминаемым возможным местом была Венгрия. Эта гипотеза была основана на выраженном Папой Франциском желании вернуться в страну, которую он посетил на один день в сентябре прошлого года.
Предложенным местом проведения было Паннонхалма Архаббей, один из старейших исторических памятников Венгрии. Это рассматривалось в 1996 году как возможное место встречи Папы Иоанна Павла II и тогдашнего главы Русской Православной Церкви Алексия II. Встреча, конечно же, не состоялась.
Идея заключалась в том, чтобы поездка Папы Франциска совпала с визитом в Венгрию Патриарха Кирилла, посвященному восстановлению православного собора в Будапеште или открытию новой русской православной церкви в Хевизе, западная Венгрия.
Но эта гипотеза исчезла, уступив место идее встречи в Словакии, стране, которую Папа во время своей сентябрьской поездки назвал «посланием мира в сердце Европы».
Предложение о встрече Франциска и Кирилла в столице Братиславе выдвинул Ян Фигель, специальный посланник Европейского Союза по свободе вероисповедания с 2016 по 2019 год.
Почему Братислава? Отчасти потому, что это столица страны, которая граничит с Украиной и принимает беженцев. А также потому, что это нация в центре Европы, входила в Организацию Варшавского договора.
«Народы и Церковь, — сказал Ян Фигель, — должны делиться важными посланиями и обязательствами любви к вере и истине, мужеству, миру, примирению и братству, теперь в основном в Европе и для Европы».
«Сознавая исторические духовные и политические разногласия в Европе и сталкиваясь с реальностью конфликта на востоке Европы, мы должны срочно сосредоточить наши усилия на истинном христианском братстве и единстве на этом континенте, где христианство пустило корни и ориентируется на свою культуру и идентичность».
Словакия – это мост между Востоком и Западом. Первые строки ее конституции относятся к «духовному завещанию Кирилла и Мефодия», «апостолов славян», почитаемых как католиками, так и православными христианами.
Иоанн Павел II говорил о Европе, которой необходимо дышать двумя легкими — восточным и западным, — и для Фигеля «это великое видение, что все еще возможно и достижимо».
«Но в….а должна закончиться, — сказал он, — и ее последствия не могут представлять никакой имперской экспансии России, религиозного или умственного триумфализма, а действительного обращения восточноевропейских народов к истине, уважения достоинства всех, правильного примирения и общей ответственности».
Таким образом, Братислава является сильным кандидатом на место встречи Папы и Московского Патриарха, первого в своем роде в Европе.
Фигель добавил, что потенциальная встреча также может «собрать вместе другие группы доброй воли, организованные миряне-христиане, религиозные организации и организации гражданского общества».
«Например, ICLN [Международная сеть католических законодателей] и IAO [Межпарламентская ассамблея православия] могли бы начать свои регулярные совместные встречи раз в два года в центре Европы».
Таким образом, по словам Фигеля, встреча «может вдохновить и поддержать отсутствующий процесс примирения и интеграции в Восточной Европе, который мы наблюдали в Западной Европе, начиная с Франции и Германии по плану Роберта Шумана».
«Важно и то, что название города [Братислава] исключительно резонирует с неоднократными призывами Святейшего Отца к человеческому братству. Действительно, «брати» и «слава» в словацком языке означают «Слава братьям», «Слава братству», так как «брат» означает брат, а «слава» — слава. То же значение и в других славянских языках. Таким образом, Папа и Патриарх могут выражать, подтверждать и визуализировать свое братство в Братиславе в центре двух христианских и европейских легких».
Фигель отметил, что Святой Престол во главе с Папой Пием XII был «очень активным сторонником» процесса примирения в Западной Европе.
«Многие люди надеются остановить эту в…у в ближайшее время», — сказал он. «За переходным правосудием и наказанием за преступления должен последовать обновленный План Маршалла по восстановлению Украины и предложение нового, основанного на ценностях и правилах наднационального сотрудничества, ориентированного на мир, справедливость и общее благо, с видением объединение стран Востока в единое сообщество, представляющее Европу целостной и свободной, в общем европейском доме».
Это предложение сейчас находится на рассмотрении Папы Франциска и Патриарха Кирилла, а также их соответствующих советников, госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина и митрополита Илариона в Москве. Естественно, это требует осторожности, и каждую встречу нужно тщательно обдумывать. Но все возможности также должны быть изучены.