Профессия менеджера по работе с маркетплейсами появилась совсем недавно, но быстро обрела популярность. Сервис по поиску работы hh.ru предлагает более 2 500 вакансий по этому запросу.
Популярность маркетплейсов растёт как среди покупателей, так и среди продавцов. Согласно исследованию Data Insight, в 2021 г. на российских маркетплейсах было совершено более 1 млн заказов, а продажи по сравнению с 2020 годом выросли на 156%.
Потребителям удобно, что при совершении покупок можно сэкономить время и деньги, выбрать лучшие предложения и приобрести всё в одном месте. Владельцам бизнеса и производителям, в свою очередь, не нужно решать вопросы доставки, создавать интернет-магазин, подключать к нему платёжные системы и оформлять возврат товаров.
Однако просто зарегистрироваться на торговой площадке недостаточно. Продажа через маркетплейсы — сложный процесс, который требует знания основ логистики, маркетинга, финансовой грамотности. Именно поэтому всё больше компаний выбирают пригласить в штат специалиста по работе с онлайн-площадками.
Какие hard и soft skills необходимы менеджеру по работе с маркетплейсами?
Работа менеджера с маркетплейсами требует аналитических способностей для анализа конкурентов, ниши, ценовой политики и прогнозирования результатов.
Не менее важны и следующие личностные качества:
- умение работать в режиме многозадачности,
- внимательность,
- ответственность, способность контролировать ситуацию,
- умение быстро ориентироваться в потоке дел и оперативно решать возникающие проблемы, не надеясь на службу поддержки.
Кроме того, идеальный менеджер маркетплейсов должен быть грамотным, знать принципы электронной торговли, понимать специфику маркетплейсов, разбираться в интернет-маркетинге и инструментах продвижения, иметь навыки документооборота, а также владеть хотя бы азами копирайтинга и работы с графическими редакторами.
Получить необходимые профессиональные навыки можно на курсе Нетологии.
Как проходит рабочий день маркетплейс-менеджера
Не стоит верить рекламе в интернете, которая обещает занятость 2–4 часа в день и 100 000 рублей в месяц. Конкуренция на маркетплейсах большая, и умением создавать карточки и делать поставки уже никого не удивить. Менеджер маркетплейсов может работать 24/7, особенно если ведёт несколько магазинов.
Но плюсы есть: удалённый график работы, самостоятельное планирование рабочего дня, так что эта профессия особенно актуальна для женщин, которым надо отвезти ребёнка на тренировку или на приём к врачу. Заработная плата зависит от собственных возможностей, а множество интересных задач, которые приходится решать ежедневно, не дадут заскучать.
Менеджера по работе с маркетплейсами можно смело назвать супергероем. Его типичный рабочий день включает следующие обязанности:
- Формирование стратегии продвижения, анализ конкурентов, исследование их цен, ассортимента и стратегии продаж.
- Постоянный мониторинг изменений в работе маркетплейса. Площадки быстро меняют механизмы работы, условия поставок, ценовую политику.
- Создание карточек товаров, фото, описание и выгрузка их в базу. Всё это занимает почти 50% рабочего времени.
- Формирование окончательной цены для покупателей с учётом комиссии и скидок онлайн-площадок.
- Seo-оптимизация карточек.
- Мониторинг продаж, анализ товарных остатков, планирование поставок с учётом сроков бесплатного хранения на складах маркетплейсов.
- Оформление поставок товара: что, в каком количестве и на какой склад.
- Управление логистикой.
- Работа с сервисами аналитики данных.
- Составление отчётов, ведение документооборота.
- Работа с отзывами и претензиями.
На первый взгляд, список задач внушительный и кажется сложным. Но менеджер по работе с маркетплейсами может выбирать, делать всю работу в одиночку или привлекать подрядчиков (маркетолога, дизайнера, фотографа, копирайтера).
Уровень нагрузки и обязанностей зависит от компании. В ряде компаний, кстати, предусмотрена позиция «ассистент менеджера».
Как стать менеджером по работе с маркетплейсами?
Сейчас есть много учебных программ, которые предлагают освоить профессию маркетплейс-менеджера. Главное — выбрать действительно качественный курс, который предоставит всю необходимую и актуальную информацию.
Курсы, которые длятся несколько недель, не помогут стать крутым профи и дадут разрозненные знания и неактуальную теорию. Впрочем, курсы длительностью 8–9 месяцев тоже сложно назвать идеальными: маркетплейсы регулярно изменяют условия сотрудничества и интерфейс личного кабинета, так что программа долгосрочных курсов просто не успевает за этими нововведениями.
Мы предлагаем обратить внимание на программу «Менеджер по маркетплейсам: старт в профессии», на которой преподают эксперты-практики из крупных компаний. Обучение здесь длится 2,5 месяца и включает много практических заданий и воркшопов.
Студенты курса узнают, как выстраивать работу на Ozon, Wildberries, Aliexpress, Lamoda, СберМегаМаркете, научатся оформлять карточки товаров, формировать итоговую цену с учётом акций и скидок, разберутся в типах логистики, маркировке и упаковке товаров, получат инструменты продвижения, освоят принципы создания контента.
Также студенты курса дополнительно получат доступ к видеолекциям по основам интернет-маркетинга, юнит-экономики и сводным таблицам, что пригодится в работе с маркетплейсами.
Переходите на страницу курса, знакомьтесь с программой и задавайте вопросы. Мы ждём вас.