Представление о прохождении практики в вузе кардинально изменилось за последние несколько десятилетий. Советская система уделяла практике особое внимание. Студенты активно привлекались к реальной работе по выбранному образовательному профилю, и эта тенденция сохранялась вплоть до распада Советского Cоюза. Потом всё изменилось.
Где-то работодатель не может обеспечить студента какой-то практической деятельностью в силу обстоятельств в компании, но весьма частая причина – это недоверие к его способностям и навыкам. Сама проблема студенческой практики в России весьма обширна и затрагивает всю систему образования. Однако такая картина неоднородна, и есть хорошие примеры, которые доказывают, что студенческая практика сегодня возможна, реальна и эффективна. Один из них – «Бизнес-практика» в Институте бизнеса и дизайна, о которой мы расскажем чуть подробнее.
«Бизнес-практика» в B&D – это действующий на постоянной основе проект интеграции бизнеса в учебный процесс. Новая образовательная технология, благодаря которой студенты, начиная с 1-го курса, учатся работать в командах, решая не просто учебные, а практические задачи, полученные не от преподавателей института, а от руководителей или топ-менеджеров бизнес-компаний, владельцев агентств и дизайн-бюро. Расскажем, как это работает.
В институт обращается компания с реально существующей задачей и предоставляет бриф. Исходя из требований и характера задачи, формируются команды из студентов под руководством кураторов. Если компании нужны, например, разработка фирменного стиля или редизайн имеющегося, собираются команды из студентов Факультета управления бизнесом, а также к проекту приглашаются студенты Факультета дизайна и моды, которые включаются в работу по задаче визуального оформления. Команды проводят исследования, разрабатывают решения и дорабатывают финальные проекты с кураторами. Один такой бриф отрабатывается, как правило, семестр. В итоге готовые проекты команды презентуют заказчику. Это самый важный и сложный этап, ведь заказчик даёт финальную оценку, исходя из реальной потребности для собственного бизнеса, и зачастую в результате приглашает студентов на стажировку или сразу на работу. То есть это не просто «игра в бизнес», проект может «ожить» в зависимости от качества выполнения поставленной задачи и стать первым шагом в карьере.
«Бизнес-практика» не ограничивается работой над брифами компаний, которые обращаются в B&D, поэтому отдельное место в ней занимает подготовка команд к профильным конкурсам с участниками из других учебных учреждений, например, ВШЭ, МГУ, Политех, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др. Это закаляет навыки конкуренции, учит студентов стремиться к победе и полностью выкладываться в командной работе, выступать публично и грамотно презентовать любой проект.
По итогу конкурентной борьбы в истории B&D появляется немало кейсов, когда благодаря «Бизнес-практике» активных и талантливых студентов берут на работу известные компании и бренды, но о них хотелось бы рассказать отдельно в будущем.
По итогу обучения каждый выпускник формирует солидное портфолио из работ и рекомендательных писем, обретает ценный и многосторонний опыт работы, а также получает многочисленные предложения о стажировках и трудоустройстве от партнеров института.
Студенты Института бизнеса и дизайна на деле приобретают такие важные знания и навыки, как:
- анализ данных о рынке и потребителях, формулирование выводов о динамике спроса, барьерах и возможностях продвижения
- понимание причины проблем, с которыми столкнулся бизнес
- определение пути решения проблемы и постановка задачи перед проектом
- формирование команды и распределение роли на основе индивидуальных свойств соискателей
- объединение результатов труда команды в единый отчет и разработка на их основе рекомендации для принятия бизнес-решений
- презентация результатов проекта заказчику
В Институте бизнеса и дизайна «Бизнес-практика» – это фактически КМБ студента. Только это курс не молодого бойца, а молодого бизнесмена. Более подробно о структуре, известных компаниях, с которыми сотрудничает вуз и интересных кейсах рекомендуем посмотреть на сайте B&D в разделе «Бизнес-практика».
Таким образом, опыт института доказывает, что студенческая практика может быть эффективной, главное – подход.