- Всем известно, что у игры в кости плохая репутация, но это потому, что люди не знают или не понимают правила игры. Очень важно, прежде чем начать, договориться о правилах...
- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 145-146
Индрапрастха
Братья Пандавы еще какое-то время обсуждали с Видурой, почему им не стоит принимать приглашение, но последнее слово было за императором Юдхиштхирой:
- Царь Дхритараштра для нас как отец, и его приглашение я расцениваю как приказ. Мы не можем отказаться.
- Но мы не знаем, что нас там ждет, мой господин, - взволнованно проговорила Панчали, - царь Шакуни наверняка что-то задумал…
Император посмотрел с улыбкой на свою семью, в глазах его не было ни капли страха. В конце концов, даже если у них заберут царство, что в этом страшного? По сути, это лишь земля, которой они временно пользуются.
- Мы родились в лесу, а сейчас управляем этим царством, - сказал он, - возможно, когда-то нам придется снова вернуться в лес, эти земли не будут принадлежать нам всегда.
Постоянными должны быть лишь наше достоинство и вера в себя! Мы едем в Хастинапур! И если дядя прикажет мне играть в кости – я буду играть.
Решение императора больше никто не оспаривал, но братья и министр Видура хмурились и были задумчивы.
- Боюсь, что защищая свое достоинство, мы можем потерять не только царство, - тихо сказала императрица, - мы можем потерять благочестие…
Хастинапур
Встречали гостей из Индрапрастхи торжественно и со всеми почестями. Юдхиштхире, трепетно почитавшему старших, было трудно принять свое нынешнее положение – император не должен был кланяться царю.
Наследный принц Дурьодхана, надев маску дружелюбия и смирения, поклонился Юдхиштхире, сжав кулаки и надеясь, что делает это в последний раз.
После всех приветствий сыновья Панду отправились с царем в зал собраний, а царица Гандхари предложила императрице сперва посетить храм.
Как только Пандавы переступили порог богато украшенного для встречи гостей зала, Сахадева вдруг резко остановился. Зная его способности предвидения, братья вопросительно посмотрели на него.
- Сегодня здесь случится какое-то очень страшное несчастье, - сказал Сахадева, - такого еще не знала история…
В этот момент красный балдахин в центре зала поднялся под потолок, открыв взору гостей большой стол для игры в кости.
- Не волнуйся, Сахадева, - ответил Арджуна, - здесь будут дедушка, Учитель Дрона, дядя Видура, а также царица Гандхари и наша матушка. Если случится какая-то несправедливость, они не будут молчать.
Сахадева стоял с затуманенным взором:
- Несчастье, брат, это когда ты ухватился за веревку, а она оказалась змеей… Боюсь, сегодня все будут лишь наблюдать и молчать…
Эти слова еще больше обеспокоили братьев, которые итак были настороже. Но пути назад не было – они шагнули в зал.
*****
Беспокойство не покидало и Великого Бхишму. Прежде, чем выйти к гостям, он решил поговорить с главным министром:
- Боюсь, во время игры в кости Шакуни будет жульничать. Великолепие Индрапрастхи пробудило в Дурьодхане сильную зависть. И теперь любым способом он хочет завладеть царством Пандавов.
- Я тоже беспокоюсь об этом, дядя, - ответил Видура, - прошу вас, постарайтесь отменить эту игру…
Если бы Бхишма мог это сделать, его не пришлось бы просить! Но его влияние при дворе ослабло, он уже не имел права диктовать условия царю.
Однако, зная, как долго и трудно Пандавы шли к своему царству, Владыка не собирался стоять в стороне:
- Я поговорю с Дурьодханой, - сказал он и отправился в зал собраний.
*****
Дурьодхана наблюдал с балкона, как зал наполняется людьми. Увидев вошедших Пандавов, он произнес сквозь зубы:
- Дядя, сегодня последнее слово должно остаться за нами.
- Я уверен, что так и будет, мой мальчик, - ответил Шакуни, - Пандавов ждет полный разгром, и они уже никогда не смогут вернуть свое положение…
Наследный принц, не отрываясь, смотрел вниз, на вход. Он уже представлял, как его враги лишатся всего – богатства, армии, царства и достоинства. Но больше всего он мечтал о другом…
В зал собраний вошла императрица Драупади в сопровождении двух цариц, и взгляд Дурьодханы загорелся:
- Из-за нее у нас отняли оружие на глазах у всех царей! А мы на глазах у всех разденем ее!
Даже Духшасана вздрогнул от этих слов, а Шакуни притворно ужаснулся:
- Ты хочешь лишить одежды императрицу Драупади?!
- Не императрицу, а служанку Драупади! Сегодня вы должны сделать Пандавов нашими слугами, дядя.
Шакуни кивнул и рассмеялся – он был уверен в своем плане. Какое-то время троица еще наблюдала за гостями.
Прибыл Гуру Дрона с сыном. Вглядываясь в его довольное лицо, царь Гандхара потирал руки:
- Учитель прибыл, чтобы посмотреть, как прославляют его любимых учеников, а станет свидетелем их позора!
Дурьодхана, увидев внизу Ангараджа Карну, спустился к нему:
- Друг мой, будь наготове. Если Пандавы проиграют, Бхима может взяться за оружие…
Карна заверил принца, что всегда готов встать на его защиту. Однако, он следовал правилам, а чтобы применить оружие в царском собрании, он должен был получить разрешение генерала армии Хастинапура, Великого Бхишмы.
- Дед наш слуга, - сказал Дурьодхана, - он поклялся служить трону…
- Именно так! – вдруг раздался за его спиной голос Владыки, - Сегодня Хастинапур принял покровительство императора Юдхиштхиры, а это значит, что сейчас я также слуга императора.
И если с ним будут обращаться непочтительно или ему будет грозить опасность, я буду вынужден поднять оружие, чтобы защитить его!
Так что не пытайтесь испортить этот праздник. Надеюсь, вы меня поняли?
От такого заявления растерялся даже Шакуни, но Дурьодхана, взяв себя в руки, ответил с добрым раскаянием на лице:
- Конечно, дедушка! Я сам предложил этот семейный праздник, потому что неподобающе вел себя в Индрапрастхе. Я хочу загладить вину, ведь в своем сердце я испытываю к Пандавам… только любовь.
- Да будет так, - сказал Великий Бхишма и занял свое место в зале.
Он не поверил ни единому слову принца, но больше сделать ничего не мог…
Царь Шакуни проводил Владыку ненавидящим взглядом:
- Почему этот старик постоянно говорит нам о Дхарме? – пробормотал он, а затем, взглянув на племянника, добавил: - Не волнуйся, мой мальчик, то, что я задумал, изменит для Бхишмы само понятие Дхармы!
*****
Наконец, все гости собрались. Императору Юдхиштхире было предложено занять место за игральным столом, что он и сделал, пригласив принца Дурьодхану начать игру.
- С вашего позволения, император, - ответил Дурьодхана, - мой дядя Шакуни хотел бы сказать несколько слов…
Царь Гандхара вышел вперед и начал свою речь:
- Всем известно, что у игры в кости плохая репутация, но это происходит потому, что люди не знают или не понимают правила игры. Поэтому до начала игры я предлагаю договориться о правилах.
И пусть их установит тот, кто обладает чувством справедливости и глубокими познаниями о Дхарме, чтобы во время игры уже не возникало никаких споров.
С этими словами Шакуни повернулся к Великому Бхишме и поклонился:
- Прошу вас, Владыка…
Бхишма поднялся, взгляд его был суров. Он честно высказал всему собранию свое неодобрение:
- Разве могут быть справедливыми правила у азартной игры?
- Установите такие правила, дедушка, которые исключат несправедливость, - ответил ему император Юдхиштхира.
Тогда Великий Бхишма озвучил первое правило:
- Так как объектом несправедливости чаще всего оказываются женщины, - сказал он, - до окончания игры ни одна из женщин не будет здесь присутствовать!
Услышав слова деда, Дурьодхана собрался возразить, ведь это рушило весь его замысел, но Шакуни поспешно перебил племянника:
- Конечно, это разумное правило, Владыка! Один нюанс – я предлагаю разрешить входить в зал служанкам, ведь кто-то же должен подавать императору напитки и яства во время игры.
Великий Бхишма не усмотрел в этом условии ничего предосудительного и согласился. А Дурьодхана, улыбнувшись про себя, успокоился.
Второе правило гласило, что игроки должны делать только равноценные ставки. А третье – ставить на кон только то, что является законной собственностью участника игры.
У Дурьодханы снова были возражения, ведь император Юдхиштхира владел землями Бхараты, а у принца в законной собственности было лишь золото, украшения и одежда.
- Но дедушка, с такими ставками не будет разницы между проигрышем и выигрышем! – воскликнул он, - Так мы закончим игру за пару ходов!
- А что в этом плохого, наследный принц? – строго спросил Бхишма, - Может, эти правила мешают какому-то вашему плану?
В разговор снова вступил царь Шакуни, быстренько придумавший небольшие «поправки»:
- Ради чего мы играем? – спросил он, - Ведь не ради богатства и земель. Выигрыш дает человеку право гордиться собой! Высшей ценностью для человека является его достоинство, не так ли, император?
Я прошу участников ставить на кон не просто свою собственность, а то, что олицетворяет достоинство игрока, то, чем он может гордиться.
И когда кто-то из вас уже не найдет, что может поставить, будет объявлен конец игры.
Все молчали, пытаясь осмыслить это странное правило. Невольно возникал вопрос – возможно ли вообще сопоставить собственность принца и императора. У последнего явно больше причин для гордости.
Поэтому, когда Шакуни спросил, принимает ли император Юдхиштхира это условие, тот ответил:
- Принимаю.
Пандавы переглянулись – это слово, как приговор, отозвалось в их сердцах.
Императрица Драупади, прежде чем покинуть зал собраний, подошла к супругу:
- Мой господин! То, чем человек гордится, и то, на что у него есть права, не всегда совпадает, - сказала она, - надеюсь, вы будете помнить об этом, делая ставки…
<< Глава 144 | Глава 147-148 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ
#махабхарата #махабхарата сериал #рассказы