Найти тему

Урок в 7 классе по теме "Междометия и звукоподражания"

Оглавление

Это незаслуженно обойденная вниманием тема, потому что изучается в самом конце учебного года, когда уже не до неё. Иногда она "проскакивается галопом" из-за нехватки учебных часов или времени на подготовку к уроку. Тратить время не надо. Всё для урока найдёте в этой статье.

Тема

Междометия и звукоподражания

План урока

  1. Узнаем, что такое междометие, какова их синтаксическая роль.
  2. Познакомимся с разрядами и группами по происхождению междометий.
  3. Изучим орфографические и пунктуационные правила, связанные с междометиями.
  4. Получим представление о звукоподражательных словах.

Пунктуационно-орфографическая зарядка

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Объясните.

Сила ударов молотка загоняющая гвоздь в дерево прикладывается к небольшому участку — острию́ гвоздя. Такой (же) силы удар приложе(н/нн)ый к тупому гвоздю может не загнать гвоздь потому (что) теперь сила распределе…а по большему участку. Величина силы приходящаяся на определённую площадь называется давлением. Острый нож хорош… режет потому (что) прикладыва…мая к нему сила концентрируется на небольшой площади лезвия, и при этом развивается большое давление.

(Из энциклопедии С. Паркера и Н. Харриса «Тайны Вселенной»)

(Проверка по слайду)

Повторение изученного

Найдите в тексте служебные части речи. Заполните таблицу.

Сила ударов молотка, загоняющая гвоздь в дерево, прикладывается к небольшому участку — острию́ гвоздя. Такой же силы удар, приложенный к тупому гвоздю, может не загнать гвоздь, потому что теперь сила распределена по большему участку. Величина силы, приходящаяся на определённую площадь, называется давлением. Острый нож хорошо режет, потому что прикладываемая к нему сила концентрируется на небольшой площади лезвия, и при этом развивается большое давление.

Таблица:

Предлоги / Созы / Частицы

Работа по смысловому чтению и межпредметным связям

Опираясь на информацию из текста…

  1. дайте определение понятию.

Давление — это ____________________________________ .

2. заполните пропуски, выбрав один из двух предложенных вариантов.

Острый гвоздь забивается ______ (легче / труднее), потому что сила распределена по _________ (большему / меньшему) участку, из-за чего создаётся ________ (большее / меньшее) давление.

Тупой нож режет _______ (лучше / хуже), потому что прикладываемая к нему сила концентрируется на ________ (большой / небольшой) площади лезвия, из-за чего создаётся ________ (большое / небольшое) давление.

Вопрос на засыпку

Почему первый лыжник провалился в снег, а второй нет?

-2

Настрой на восприятие новой темы. Мультсеанс

Сюрприз! Давайте посмотрим мультик.

Обратите внимание на имена всех героев в мультике. Выпишите их.

https://mults.info/mults/?id=260

Обсуждение мультфильма и имена героев.

Поэтапное изучение и закрепление нового материала

Междометия

Междометия — это слова, которые выражают наши чувства, переживания и побуждения к действию, не называя их.

Они не изменяются, т.е. не имеют категории рода, числа, падежа, лица, времени и т.д.

Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, так как они не обладают ни номинативной (назывной) функцией, как знаменательные части речи, ни служебной, как предлог, союз и частица.

Разряды междометий по значению

1. Междометия, выражающие различные чувства (восхищения, радости, испуга, печали, сожаления, досады, иронии и др.):

ура, браво, то-то, у, ах, а, увы, эх, ба, о, ну и ну, м-да, ох, батюшки, матушки, господи, но, фи, фу, тьфу, право, ей-ей, ей-богу, вот ещё, баста, ого, слава богу, как бы не так, хо, боже сохрани и др.

2. Междометия, выражающие побуждение к действию (просьбу, приказ, команду):

айда, кыш, чу, марш, цыц, тс, караул, ау, алло, эй, брось, брысь, взяли, валяй, ну же (да ну же), на, ну и др.

3. Междометия, служащие для выражения речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности и др.):

здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), извини(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, моё почтение, привет (разг.), пока (разг.) и др.

Упражнение 1

Найдите междометия в предложениях.

  1. — Караул! Режут! — закричал он.
  2. Ребята, теплынь-то какая, айда купаться.
  3. — Э-ей! — закричал, замахал Григорьев.
  4. — Ну, — сказал я, — выкладывай, что тебе нужно?
  5. Ахти, ребята, вор!
  6. Ушица, ей-же-ей, на славу сварена.
  7. Жизнь, увы, не вечный дар.
  8. Эй, завяжи на память узелок.
  9. Как я люблю море, ах, как я люблю море!
  10. Эге, да это я совсем не туда попал!
  11. Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!
  12. Ох, пошлите за доктором.

(Проверка по слайду)

Виды междометий по происхождению

1. Первообразные: а, э, у, эге, гм, увы, ух и др.

2. Производные:

  • от гла­го­лов (здрав­ствуй­, извините, смотри и др.;
  • от сущ. (гос­по­ди!, батюшки!, беда!, крышка!, ужас!, кошмар! и др.)
  • от наречий (по́л­но!, довольно! и др.);
  • от словосочетаний (ска­жи на милость, слава богу и др.).

3. Заимствованные: алло, стоп (англ.), баста, бра­во (итал.), кара­ул, айда, каюк (тюрск.)

Упражнение 2

Найдите в тексте междометия. Определите их разряды по происхождению.

  1. — Фу ты чёрт! — воскликнул редактор, — ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался!
  2. — Гм! — сказал председатель ковыряя палкой в трещинах фундамента. — Где же электростанция?
  3. — Браво! — вскричал иностранец. — Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу.
  4. Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: «Караул!»
  5. — Ах, здравствуйте, Максим Максимыч, не хотите ли трубку? — отвечал он не приподнимаясь.
  6. —Извините! Я не Максим Максимыч, я штабс-капитан.
  7. Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

(Проверка по слайду)

Правописание междометий

  1. Сложные междометия пишутся через дефис, например: ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ой-ой-ой.
  2. Междометия с частицей -ка пишутся через дефис: ну-ка.
  3. Дефис НЕ пишется в междометных выражениях типа: Вот те раз! Черт те знает! Я те покажу! (те — сокращение от тебя, тебе).
  4. Производные междометия сохраняют ту же орфографию, что и исходное слово: Упаси господи! Матушки! Здравствуйте! Прощайте! Пожалуйста!
  5. Заимствованные междометия сохраняют исходную орфографию: Алло! Вау! Бис! Браво!

Пунктуация

  • Междометия чаще всего выделяются запятыми:

Ну и ну, дорогая мамаша, чего только происходит в Петрограде ― это ужасно.
Ох, пошлите за доктором!

  • Если междометие произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак:

Эх! полно, братец, говорить пустяки.

Ведь нападёт же такое бабье расстройство нервов, тьфу!

Синтаксическая роль

Иногда междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения. При этом к ним можно задать вопрос, так как они приравниваются к самостоятельным частям речи.

В таких случаях они обычно находятся внутри предложений и не обособляются.

Сравните:

Ура! Моя мечта сбылась! (междометие НЕ является членом предложения).

Нас провожало громогласное ура еждометие приравнивается к существительному: провожало (что?) ура, является подлежащим).

Упражнение 3

Расставьте знаки препинания и раскройте скобки в отрывках из сказки Людмилы Зубковой «Ох и Ах». Определите синтаксическую роль междометий.

— Ох (ох) (ох) — вздыхает ОХ, —

Тут крапива, не горох…

— Ой – сказал с досадой ОЙ.

— Значит, ОХ теперь больной.

— Эй ворчливых не жалей! –

Говорит соседу ЭЙ

— Эх – кричит с насмешкой ЭХ,

— Вечно охать – это смех.

Ну, а дед АЙ (ЯЙ) (ЯЙ) тут сказал со вздохом:

— Ай (яй) (яй) Ай (яй) (яй) Быть ворчливым плохо!

(Проверка по слайду)

Звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова служат для воспроизведения различных звуков.

По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями, однако при этом не выражают каких-либо определённых чувств и побуждений к действиям.

Звукоподражательные слова могут воспроизводить различные звуки:

1) крики птиц и животных: га‑га (гусь), кря‑кря (утка), ку‑ку (кукушка), курлы‑курлы (журавль), чик‑чирик (воробей) и т.д.; гав‑гав (собака), ква‑ква (лягушка), мяу‑мяу (кошка), му‑у (корова), бе‑е (овца) и т.д.

Слышны лягушачьи голоса на болоте: «Ква‑ква».

Воробьи ― чик‑чирик!

2) шумы окружающей среды или действий людей: кап-кап (дождь), у‑у‑у (вьюга), динь‑динь (колокольчик) и т.д.

Что-то упало с полки — бум!

Дождик за окошком кап-кап целый день.

Упражнение 4

Выпишите из текста междометия и звукоподражания.

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» — подумал он, потягиваясь.

«Тук-тук-тук»,— это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» — откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» — заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» — прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь»,— доносился из поля дальний звук колокольчика.

«Ох, Боже мой! Куда он подевался?» — охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» — мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тсс-с-с, не выдавай меня»,— шепнул он подбежавшему к нему Шарику.

«Полно! Дай мальчонке отдохнуть»,— вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.

(Проверка по слайду)

Правописание звукоподражательных слов

Если звукоподражательное слово образовано путём повтора, оно, как и подобное междометие, пишется через дефис: тяф-тяф, дзинь-дзинь, уа-уа.

Глаголы, образованные от междометий и звукоподражаний

От междометий могут образовываться глаголы:

ох → охать, охнуть

ах → ахать, ахнуть

ой → ойкать, ойкнуть

От звукоподражательных слов могут образовываться глаголы:

мяу → мяукать, мяукнуть

гав → гавкать, гавкнуть

кря → крякать, крякнуть др.

Упражнение 5

Найдите в отрывках из сказки Людмилы Зубковой «Ох и Ах» глаголы, образованные от междометий и звукоподражаний.

  1. Хлынул дождь, ударил гром,

АХ бежит с пустым ведром…

АХ с улыбкой ахнул:

— Хорошо бабахнул…

АХ прищурился хитро:

— Туча лезь в мое ведро!

2. — Ох-ох-ох! — вздыхает ОХ, —

Тут крапива, не горох…

Все не эдак, все не так!

Охать ОХ – большой мастак.

(Проверка по слайду)

Итог урока

Выберите эмодзи для прошедшего урока.

Полную презентацию к уроку можно найти здесь.

Буду рада подписке, лайку, комментарию или репосту.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".