Это незаслуженно обойденная вниманием тема, потому что изучается в самом конце учебного года, когда уже не до неё. Иногда она "проскакивается галопом" из-за нехватки учебных часов или времени на подготовку к уроку. Тратить время не надо. Всё для урока найдёте в этой статье.
Тема
Междометия и звукоподражания
План урока
- Узнаем, что такое междометие, какова их синтаксическая роль.
- Познакомимся с разрядами и группами по происхождению междометий.
- Изучим орфографические и пунктуационные правила, связанные с междометиями.
- Получим представление о звукоподражательных словах.
Пунктуационно-орфографическая зарядка
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Объясните.
Сила ударов молотка загоняющая гвоздь в дерево прикладывается к небольшому участку — острию́ гвоздя. Такой (же) силы удар приложе(н/нн)ый к тупому гвоздю может не загнать гвоздь потому (что) теперь сила распределе…а по большему участку. Величина силы приходящаяся на определённую площадь называется давлением. Острый нож хорош… режет потому (что) прикладыва…мая к нему сила концентрируется на небольшой площади лезвия, и при этом развивается большое давление.
(Из энциклопедии С. Паркера и Н. Харриса «Тайны Вселенной»)
(Проверка по слайду)
Повторение изученного
Найдите в тексте служебные части речи. Заполните таблицу.
Сила ударов молотка, загоняющая гвоздь в дерево, прикладывается к небольшому участку — острию́ гвоздя. Такой же силы удар, приложенный к тупому гвоздю, может не загнать гвоздь, потому что теперь сила распределена по большему участку. Величина силы, приходящаяся на определённую площадь, называется давлением. Острый нож хорошо режет, потому что прикладываемая к нему сила концентрируется на небольшой площади лезвия, и при этом развивается большое давление.
Таблица:
Предлоги / Созы / Частицы
Работа по смысловому чтению и межпредметным связям
Опираясь на информацию из текста…
- дайте определение понятию.
Давление — это ____________________________________ .
2. заполните пропуски, выбрав один из двух предложенных вариантов.
Острый гвоздь забивается ______ (легче / труднее), потому что сила распределена по _________ (большему / меньшему) участку, из-за чего создаётся ________ (большее / меньшее) давление.
Тупой нож режет _______ (лучше / хуже), потому что прикладываемая к нему сила концентрируется на ________ (большой / небольшой) площади лезвия, из-за чего создаётся ________ (большое / небольшое) давление.
Вопрос на засыпку
Почему первый лыжник провалился в снег, а второй нет?
Настрой на восприятие новой темы. Мультсеанс
Сюрприз! Давайте посмотрим мультик.
Обратите внимание на имена всех героев в мультике. Выпишите их.
https://mults.info/mults/?id=260
Обсуждение мультфильма и имена героев.
Поэтапное изучение и закрепление нового материала
Междометия
Междометия — это слова, которые выражают наши чувства, переживания и побуждения к действию, не называя их.
Они не изменяются, т.е. не имеют категории рода, числа, падежа, лица, времени и т.д.
Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, так как они не обладают ни номинативной (назывной) функцией, как знаменательные части речи, ни служебной, как предлог, союз и частица.
Разряды междометий по значению
1. Междометия, выражающие различные чувства (восхищения, радости, испуга, печали, сожаления, досады, иронии и др.):
ура, браво, то-то, у, ах, а, увы, эх, ба, о, ну и ну, м-да, ох, батюшки, матушки, господи, но, фи, фу, тьфу, право, ей-ей, ей-богу, вот ещё, баста, ого, слава богу, как бы не так, хо, боже сохрани и др.
2. Междометия, выражающие побуждение к действию (просьбу, приказ, команду):
айда, кыш, чу, марш, цыц, тс, караул, ау, алло, эй, брось, брысь, взяли, валяй, ну же (да ну же), на, ну и др.
3. Междометия, служащие для выражения речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности и др.):
здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), извини(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, моё почтение, привет (разг.), пока (разг.) и др.
Упражнение 1
Найдите междометия в предложениях.
- — Караул! Режут! — закричал он.
- Ребята, теплынь-то какая, айда купаться.
- — Э-ей! — закричал, замахал Григорьев.
- — Ну, — сказал я, — выкладывай, что тебе нужно?
- Ахти, ребята, вор!
- Ушица, ей-же-ей, на славу сварена.
- Жизнь, увы, не вечный дар.
- Эй, завяжи на память узелок.
- Как я люблю море, ах, как я люблю море!
- Эге, да это я совсем не туда попал!
- Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!
- Ох, пошлите за доктором.
(Проверка по слайду)
Виды междометий по происхождению
1. Первообразные: а, э, у, эге, гм, увы, ух и др.
2. Производные:
- от глаголов (здравствуй, извините, смотри и др.;
- от сущ. (господи!, батюшки!, беда!, крышка!, ужас!, кошмар! и др.)
- от наречий (по́лно!, довольно! и др.);
- от словосочетаний (скажи на милость, слава богу и др.).
3. Заимствованные: алло, стоп (англ.), баста, браво (итал.), караул, айда, каюк (тюрск.)
Упражнение 2
Найдите в тексте междометия. Определите их разряды по происхождению.
- — Фу ты чёрт! — воскликнул редактор, — ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался!
- — Гм! — сказал председатель ковыряя палкой в трещинах фундамента. — Где же электростанция?
- — Браво! — вскричал иностранец. — Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу.
- Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: «Караул!»
- — Ах, здравствуйте, Максим Максимыч, не хотите ли трубку? — отвечал он не приподнимаясь.
- —Извините! Я не Максим Максимыч, я штабс-капитан.
- Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
(Проверка по слайду)
Правописание междометий
- Сложные междометия пишутся через дефис, например: ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ой-ой-ой.
- Междометия с частицей -ка пишутся через дефис: ну-ка.
- Дефис НЕ пишется в междометных выражениях типа: Вот те раз! Черт те знает! Я те покажу! (те — сокращение от тебя, тебе).
- Производные междометия сохраняют ту же орфографию, что и исходное слово: Упаси господи! Матушки! Здравствуйте! Прощайте! Пожалуйста!
- Заимствованные междометия сохраняют исходную орфографию: Алло! Вау! Бис! Браво!
Пунктуация
- Междометия чаще всего выделяются запятыми:
Ну и ну, дорогая мамаша, чего только происходит в Петрограде ― это ужасно.
Ох, пошлите за доктором!
- Если междометие произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак:
Эх! полно, братец, говорить пустяки.
Ведь нападёт же такое бабье расстройство нервов, тьфу!
Синтаксическая роль
Иногда междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения. При этом к ним можно задать вопрос, так как они приравниваются к самостоятельным частям речи.
В таких случаях они обычно находятся внутри предложений и не обособляются.
Сравните:
Ура! Моя мечта сбылась! (междометие НЕ является членом предложения).
Нас провожало громогласное ура (междометие приравнивается к существительному: провожало (что?) ура, является подлежащим).
Упражнение 3
Расставьте знаки препинания и раскройте скобки в отрывках из сказки Людмилы Зубковой «Ох и Ах». Определите синтаксическую роль междометий.
— Ох (ох) (ох) — вздыхает ОХ, —
Тут крапива, не горох…
— Ой – сказал с досадой ОЙ.
— Значит, ОХ теперь больной.
— Эй ворчливых не жалей! –
Говорит соседу ЭЙ
— Эх – кричит с насмешкой ЭХ,
— Вечно охать – это смех.
Ну, а дед АЙ (ЯЙ) (ЯЙ) тут сказал со вздохом:
— Ай (яй) (яй) Ай (яй) (яй) Быть ворчливым плохо!
(Проверка по слайду)
Звукоподражательные слова
Звукоподражательные слова служат для воспроизведения различных звуков.
По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями, однако при этом не выражают каких-либо определённых чувств и побуждений к действиям.
Звукоподражательные слова могут воспроизводить различные звуки:
1) крики птиц и животных: га‑га (гусь), кря‑кря (утка), ку‑ку (кукушка), курлы‑курлы (журавль), чик‑чирик (воробей) и т.д.; гав‑гав (собака), ква‑ква (лягушка), мяу‑мяу (кошка), му‑у (корова), бе‑е (овца) и т.д.
Слышны лягушачьи голоса на болоте: «Ква‑ква».
Воробьи ― чик‑чирик!
2) шумы окружающей среды или действий людей: кап-кап (дождь), у‑у‑у (вьюга), динь‑динь (колокольчик) и т.д.
Что-то упало с полки — бум!
Дождик за окошком кап-кап целый день.
Упражнение 4
Выпишите из текста междометия и звукоподражания.
Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» — подумал он, потягиваясь.
«Тук-тук-тук»,— это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» — откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» — заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» — прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь»,— доносился из поля дальний звук колокольчика.
«Ох, Боже мой! Куда он подевался?» — охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» — мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тсс-с-с, не выдавай меня»,— шепнул он подбежавшему к нему Шарику.
«Полно! Дай мальчонке отдохнуть»,— вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.
(Проверка по слайду)
Правописание звукоподражательных слов
Если звукоподражательное слово образовано путём повтора, оно, как и подобное междометие, пишется через дефис: тяф-тяф, дзинь-дзинь, уа-уа.
Глаголы, образованные от междометий и звукоподражаний
От междометий могут образовываться глаголы:
ох → охать, охнуть
ах → ахать, ахнуть
ой → ойкать, ойкнуть
От звукоподражательных слов могут образовываться глаголы:
мяу → мяукать, мяукнуть
гав → гавкать, гавкнуть
кря → крякать, крякнуть др.
Упражнение 5
Найдите в отрывках из сказки Людмилы Зубковой «Ох и Ах» глаголы, образованные от междометий и звукоподражаний.
- Хлынул дождь, ударил гром,
АХ бежит с пустым ведром…
АХ с улыбкой ахнул:
— Хорошо бабахнул…
АХ прищурился хитро:
— Туча лезь в мое ведро!
2. — Ох-ох-ох! — вздыхает ОХ, —
Тут крапива, не горох…
Все не эдак, все не так!
Охать ОХ – большой мастак.
(Проверка по слайду)
Итог урока
Выберите эмодзи для прошедшего урока.
Полную презентацию к уроку можно найти здесь.
Буду рада подписке, лайку, комментарию или репосту.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".