Найти тему
De Profundis

"Я" и "Ты"

В послании к Филиппийцам апостол Павел пишет:

"Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса: Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всем человеку подобен, но еще больше Себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму — смерть на кресте. За это Бог вознес Его над всеми и имя даровал превыше всех имен, чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось — на небе, на земле и в преисподней — и всяк язык провозгласил, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца" (Флп 2:5-11)

Это мой любимый текст. Его непросто понять. Вернее, очень сложно понять, особенно современному человеку - читаешь, но не схватываешь. Слова не складываются в смысл. Но, это и делает его таким интересным. К таким текстам возвращаешься снова и снова, особенно в трудные минуты, потому что понимаешь - речь идет о чем-то важном.

О чем пишет Павел? Не буду вдаваться в античную метафизику. Я думаю, речь идет о том, что Иисус не боялся потерять свою идентичность: Он осознавал Себя и являлся Сыном Бога (в любом доступном для человека своего места и времени понимании) неотъемлемо и неизменно.

Что это означает для нас сегодня? На мой взгляд, речь идет о том, что мы не потеряем свою идентичность, если она сформирована и осознана. А факторам, которые на нее влияют, мы можем противодействовать или открыться. Это, конечно, несколько упрощенно - мы постоянно переживаем сдвиги идентичности и сегодня я не таков как в 14 лет. Мы все меняемся. Но, скачкообразных изменений не происходит. Я не стану другим только потому, что кто-то щелкнет пальцами, что-то скажет или прикоснется ко мне.

Это, в свою очередь, открывает перед нами огромное поле возможностей. Ты можешь рисковать. Ты можешь рисковать многим, поскольку своего не потеряешь. И это - источник силы.

Такая сила является источником терпимого отношения к "другому" - источником толерантности (не самое популярное сейчас слово, да - но, по-прежнему важное). Только неустойчивая, колеблющаяся идентичность исключает инаковость, а если ты не боишься потерять своё, то ты открыт для иного. Повторю: если ты боишься за свою идентичность в контакте с иным, значит ты не уверен в своей способности защитить свою собственную идентичность. Или не уверен в самой собственной идентичности.

Следовательно, если при встрече с иным, я закрываюсь, отвергаю его и начинаю строить себе "ракушку", то проблема не в ином - проблема во мне. Значит, я не разобрался в себе, не узнал себя и себя не принял.