«Не люблю я, когда невероятные вещи пытаются объяснить невероятными причинами. Ну, принцип экономии мышления, знаешь? Так ведь до чего угодно договориться можно…»
Действия разворачиваются в квартире наполненной душным июлем, в том самом моменте перед грозой. Люблю эту книгу за описание «городского лета», когда с первой страницы переносишься из холодной Сибири в раскалённую Москву. И весь этот антураж, с жёлтыми шторами, книгами в стеллаже, распахнутыми окнами – какой-то осколок детства и юности, где нет интернета и кондиционеров. Осколок чего-то настоящего.
В этой квартире мы встречаемся с учёным-математиком и его друзьями, работа которых вызвала возмущение у сил неподвластных человеку – допустим, Вселенной. Не объяснимые события препятствуют им в дальнейшей работе, подводя к крайне неблагоприятным умозаключениям.
В интернете можно найти много объяснений этой книги, начиная от аналогии с «блюстителями порядка которые прут как танк» заканчивая теориями о том, что это отпор Природы на желание её постигнуть.
Я соглашусь и с первыми и со вторыми. Но мне кажется, что «Миллиард» можно счесть каким-то противовесам мистическим книгам. Там почти те же действующие персонажи – Герой бросающий вызов и Вселенная/Некая могущественная сила. Вопрос в том, подчинишься ты или пойдёшь своим путём.
Ещё, прочтение «Миллиарда» похоже на размышление о чём то великом – к примеру космосе и создании людей. Знаете, вот это ощущение, когда ты почти обо всём догадался и почти всё понял, но тут доходишь до Большого взрыва и тебе становится очень страшно. Предположить, что было ЗА ним, ты уже не можешь. Это как смотреть в темноту в тёмной комнате.
Герои романа почти взглянули ЗА этот самый взрыв и теперь каждому из них надо как то понять, что делать дальше.
Я всё-таки очень люблю это произведение за его лёгкий разговор о великом, за эту душную квартиру и сам слог Братьев. Могу ли я её рекомендовать? Конечно. Иначе зачем тогда было всё это писать.