Преступления приспешников Феликса Дзержинского во время гражданской войны в России леденят душу. Однако и другая сторона не щадила пленных противников. И белый террор был не менее жесток по отношению к красному.
О преступлениях большевиков говорят много (и правильно), но стоит помнить, что в 1917-1921 годах белые тоже не жалели усилий склонить чашу весов победы на свою сторону.
Действующий в Сибири адмирал Александр Колчак, провозгласивший себя «губернатором государства Российского», приказал:
Оружие нужно сжечь, а всех взрослых мужчин наказать,а имущество, лошадей, телеги, зерно и т.п. - забрать.
Он также заявил, что его подчиненные должны последовать примеру отправленных в Сибирь японских оккупационных войск, которые «ущемляли местное население (поддерживающее большевиков) в Амурской области». В свою очередь, командующий Добровольческой армией, созданной в ноябре 1917 года, генерал Лавр Корнилов заявил:
Чем масштабнее будет террор, тем больше будет наша победа.
Это была вершина. Инициативы на низовом уровне были гораздо более изощренными.
Как именно выглядел белый террор, мы можем увидеть, обратившись к рассказу убежденного антибольшевика барона Алексея Будберга, занимавшего пост военного министра в правительстве Колчака.
Он писал с нескрываемым отвращением, что:
Приходящие из частей, хвастаются, что во время таких экспедиций большевиков сдавали китайцам, еще хвастались.
Солдаты Колчака не были рады и женщинам
Солдаты заходили в деревни и спрашивали у женщин: «Вы коммунистка?» Когда крестьянка ответила: «Если муж коммунист, то и я», они арестовывали ее.
Особенно ненавидели комиссаров-коммунистов. Сторонник царизма, Виктор Шульгин был свидетелем того, как после поимки одного из них, над ним смеялись. Вокруг пьяная банда монархистов голосила «Боже, царя храни».
Генерал-майор Уильям С. Грейвс, командующий оккупационными силами США, отправленными в Сибирь, даже утверждал, что
На каждого человека, в Восточной Сибири, приходится сотня антибольшевиков.
В Крыму белые тоже не жаловали революционеров. Антибольшевик Г. Дж. Виллем был свидетелем преступлений, совершемых против мятежных матросов.
Пойманные большевики также использовались в качестве своих рабочих, трудящихся часами напролет. Условия труда были настолько ужасны, что, как пишет Хироаки Куромия в книге «Свобода и террор на Донбассе: украинско-российское пограничье, 1870–1990-е годы», только в самом Донецке с сентября по декабрь 1919г. из 1406 работавших там заключенных пострадало почти 1000.
Белый террор не щадил и еврейского населения. По подсчетам историков от рук деникинских солдат и украинских националистов во главе с Семеном Петлюрой пострадало до 100 000 евреев.
Каковы были масштабы белого террора?
Историки расходятся во мнениях относительно окончательного баланса жертв белого террора. Оценки очень расходятся. Они варьируются от 20 000 до целых 300 000 жертв. Кто-то может сказать, что это «мало» по сравнению с 1 300 000 жертв красного террора. Однако говоря о гражданской войне в России, следует помнить, что обе стороны совершали чудовищные преступления.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь своими впечатлениями в комментариях.
#ссср #история #история россии #история ссср
Читайте: