«Дайте дешевые кредиты!» — настаивали застройщики на конференции Сбербанка в Москве. ЦБ там же объяснял, почему против отмены «кредитного рабства» и досрочного раскрытия эскроу-счетов. Ставка «путинской» ипотеки под 12% годовых не сработала, а снижение до 9% только слегка оживит ситуацию. Для толчка нужны кредиты под 6–7%, а еще лучше под 1,5–3% годовых. В Москве продажи новостроек за два месяца упали на 40%, при этом в минстрое РФ продолжают говорить о лучшем времени для покупки жилья. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Застройщики назвали господдержку отрасли косметической: «Давайте введем ипотеку под 3 процента!»
На конференции Сбербанка в Москве «Время изменений» участники рынка недвижимости дискутировали о господдержке отрасли, импортозамещении и новых возможностях. «Как участники рынка планируют меняться сами и менять стратегию компаний?» — задал тон обсуждению вице-президент Сбербанка, модератор Сергей Бессонов.
Отрасль в апреле чувствовала себя хуже, чем в марте и I квартале. Показатели продаж новостроек упали из-за роста ключевой ставки Центробанка до 20%. Снижение ставки 11 апреля до 17% эффекта не дало. Сократилась и выдача льготной «путинской» ипотеки из-за роста процентной ставки с 7% до 12% годовых.
«К сожалению, мы видим за первые две с половиной недели апреля не сильно хорошие показатели по ее выдаче в связи с измененной ставкой», — сказал замминистра строительства РФ Никита Стасишин о льготной ипотеке, напомнив о решении снизить до 9% годовых ставку, которая заработает до 1 мая. — С ключевой ставкой 20 или 17 процентов сложно развивать любой бизнес, в первую очередь связанный с жилищным строительством и проектным финансированием».
«Разворота на докризисный уровень не видим»: ипотека на вторичке умерла и тянет в гроб новостройки
Слабыми меры господдержки назвал московский девелопер, президент ГК «Основа» Александр Ручьев. «Меры косметические, не дают пассионарного толчка в развитии отрасли, — сказал Ручьев. — Англия в этом году ввела программу „Помоги купить жилье“ по ставке 1,5 процента. Вот это я понимаю!» Возражение о том, что процентные ставки в Великобритании исторически низкие, участник обсуждения отверг. «Давайте переписывать историю, — отвечал Ручьев. — Не стесняемся же в некоторых моментах. Давайте введем ипотеку под 3 процента! А чтобы в турбулентное время повысить интерес жителей к ипотеке, изменить правила: если человек не может платить ипотеку, то это не означает личного банкротства и изъятия имущества».
Чтобы не доводить физлиц до банкротства, Ручьев предложил государству входить в долевую собственность должника на сумму задолженности. Затем передавать квартиру «Дом.рф», чтобы госкомпания управляла и сдавала объект в аренду, пока у должника вновь не появятся деньги на выкуп оставшейся доли. «Так появится арендный фонд, арендное жилье, которое так нужно. И это точно будет работать. Потому что люди боятся брать ипотеку, а такой механизм застрахует от потери работы», — считает Ручьев.
О падении продаж на 40% за два последних месяца говорил другой московский девелопер, председатель совета директоров группы компаний МИЦ Андрей Рябинский. «Тяжелые месяцы с точки зрения продаж, падение на 40 процентов — это много, — сказал он. — Чтобы сохранить индустрию, надо правильно распределить господдержку, и ипотека здесь сыграет большую роль».
«Покупать квартиры в таком количестве некому»: инвесторы рванули на рынок аренды, обрушив цены
Каким должен быть процент по ипотеке? Рябинский предложил отталкиваться от стоимости аренды жилья. Если человеку выгоднее арендовать, а не купить жилье и платить ипотеку, то ставка не стимулирует рынок. «Это то, что мы сейчас наблюдаем, — сказал председатель совета директоров ГК МИЦ. — Ипотека — это основной драйвер для всего. Движение в сторону 9 процентов серьезно оживит ситуацию, если получится 7, то будет хороший уровень».
Ставка проектного финансирования для застройщиков снизилась до 15% годовых. «Надо еще, в районе 11–12 процентов», — считает Рябинский.
Очередная рекламная пауза от минстроя РФ, идея импортозамещения жива — надежда на Китай и Турцию сомнительна
«Не сильно хорошие показатели» апреля не мешают покупке нового жилья, считает Стасишин. «Лучшее время покупать жилье, потому что сегодня есть гарант того, что дома будут достроены, — считает замминистра строительства РФ. — Действительно, мы видим, что проекты качественные. И не очень понятно, почему наши девелоперы с билбордов, с экранов телевизоров и со всего остального не рассказывают об этом. О том, что [покупать жилье] безопасно, что есть эскроу-счета, проектное финансирование. Приходится нам это делать. Так что, если кто-то еще думает, покупать жилье либо вложить деньги в другом месте, поверьте, созданы все необходимые условия для того, чтобы ваши инвестиции, я сейчас обращаюсь к гражданам, оставались эффективными».
Призыв не новый — замминистра повторяется уже пару лет. «Я считаю, что сегодня лучшее время покупать квартиры. Не надо ничего ждать, поверьте. Ждать нельзя. Хотите купить квартиру — идите и покупайте», — говорил Стасишин в 2020 году. И повторял эти же слова в феврале 2022-го.
Гипотезу о нарушении логистических цепочек в сфере строительства, предложенную Бессоновым, опроверг президент ГК «Основа». «Производство строительных материалов в стране представлено неплохо, — сказал Ручьев. — Компоненты, которые получали из Европы, можем получать из Китая и Турции. Фатальности здесь быть не может».
Но сколько времени будут поставлять товары из Китая и Турции — неизвестно. «Надо еще раз поднять тему импортозамещения, но не на бумаге, а ввести промышленные кредиты, сделать их максимально дешевыми, — говорил Ручьев. — Дайте дешевые кредиты! В Советском Союзе кредиты на строительство предприятий были 1,5 процента. Давайте сделаем 3. Я думаю, найдутся предприниматели, которые вложатся в эти заводы. Через два года эти заводы заработают, и проблема импортозамещения будет решена раз и навсегда».
ЦБ объяснил, почему против отмены «кредитного рабства» и досрочного раскрытия эскроу-счетов
В марте Госдума приняла поправку о частичном или досрочном раскрытии эскроу-счетов для застройщиков при 70-процентной готовности проекта, но закон не работает. «Идет большое сопротивление», — говорил депутат Госдумы РФ Илья Вольфсон в середине апреля.
«Видятся какие-то краткосрочные плюсы для отдельных застройщиков. Но глобально это создает больше рисков, чем преимуществ, даже для застройщиков, — озвучил позицию регулятора директор департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов. — Это повышает риски для людей, приведет к снижению спроса, темпов строительства».
Стасишин в ответ заявил, что речь не идет о раскрытии эскроу на низкой стадии готовности. «Говорится о супервысокой стадии готовности, когда денег на счетах эскроу больше, чем необходимо на достройку. Решения нет, обсуждаем с Центральным банком, банками. Считаем экономику, это будет необязательно», — ответил замминистра строительства РФ.
Застройщики не первый месяц жалуются и на «кредитное рабство». Например, компаниям запрещено менять банк, который финансирует стройку дома. Если банк-конкурент предлагает ставку проектного финансирования ниже, то воспользоваться предложением о рефинансировании сегодня не получится. Фактически девелопмент стал участником отношений в стиле крепостного права, но ЦБ продолжает отстаивать интересы банкиров. «Главное — не навредить, не сломать то, что работает, — продолжил Данилов. — Не девальвировать то, что уже сделали. Да, нужны компоненты поддержки в виде субсидии низкомаржинальным застройщикам, в целом застройщикам, если ставки высокие. Это правильные дополнительные элементы поддержки, но внесение радикальных изменений в программу повышает риски».
«Не думаю, что в зале и правительстве есть люди, которые хотят навредить отрасли, — взял слово Стасишин. — Мы предложили обсудить тему рефинансирования эскроу-счетов, не принять, а обсудить. Банк говорит следующее: „Вы уже у нас, и мы с вами будем делать что хотим“. Нет диалога, а когда будет теоретическая возможность сказать: „Ты хороший парень, но я ко второму хорошему парню, потому что даст более эффективные условия“».
Представитель Центробанка предложил продолжать диалог. «С ними консенсус невозможен! Только диалог», — с улыбкой сказал Стасишин.
«А застройщиков в этом диалоге почему-то нет, — подхватил Ручьев. — Произошла быстрая дискуссия о поэтапном раскрытии счетов, но представителей отрасли ни разу никуда не приглашали и не спрашивали».
Данилов заявил, что диалог был неинклюзивным, но конференция для этого и проходит. «Инклюзивный капитализм — хороший термин, папа римский ввел. И я рад, что у вас инклюзивности нет. Если диалог, то давайте создадим штаб по развитию отрасли. Нельзя исключать народ из обсуждения, все-таки ипотеку платят они», — отвечал Ручьев.
В итоге подобную конференцию решили проводить два раза в месяц, чтобы держать руку на пульсе.