Найти тему

Военный флот Pepsi

А ведь это вполне претендует на правду.
А ведь это вполне претендует на правду.

Все помнят, что PepsiCo отказалось вести бизнес в России, поэтому слушайте котолампу о том, как эта компания стала гордым владельцем шестого по размерам военного флота в мире. А заодно про их приход в СССР. Эти истории связаны, поэтому будем рассказывать их вместе. Короче...

То самое фото
То самое фото

Дуайт Эйзенхауэр — 34 президент США в 1959 году решил потыкать палочкой в коммунизм и продемонстрировать преимущества капиталистического образа жизни. Сделать это он решил с помощью Американской национальной выставки в Сокольниках. СССР уже устраивала подобное в Нью-Йорке, но жители Большого яблока как-то не впечатлились. И вот, теперь настала очередь советских граждан оценить американские автомобили, посудомойки и холодильники. А среди этого развала достижений капиталистического хозяйства затаилась змея в траве — павильон PepsiCo. Они уже пытались в 1938 году зайти на рынок СССР, и Норкомторг тогда даже зарегистрировал товарный знак, но, скажем хором, «внезапно... Гитлер»! Потом Холодная война. И вот, новая попытка. На руку Пепси играло ещё и то, что Coca-Cola, до этого снабжавшая Жукова спецнапитком, решила, что нефиг с коммуняками связываться, мы и так хороши. Потому и отказались от участия в выставке. И вот он шанс. Вице-президент Никсон и Хрущёв устроили спор прямо посреди павильона, и генсек в пылу общения, решил выпить что-нибудь охлаждающее. И этим чем-то стал стаканчик с холодной Пепси. Фото генсека, осторожно пробующего этот напиток, превратилось в лучшую рекламу газировки среди советских граждан. Конечно, все события были спланированы и Никсон специально подвёл Никиту Сергеевича к этому павильону. Но это сработало. Наживка была проглочена и всё шло к тому, что Pepsi широким шагом выходит на коммунистический рынок.

До моего города такие киоски не добрались...
До моего города такие киоски не добрались...

PepsiCo замахнулась ни много ни мало на весь СССР. Да, не всё шло гладко, менялись подходы, срывались договора и первый завод открылся только в 1972 году. Но это стало весенней ласточкой и вскоре в этой запретной для Запада стране стали, как грибы расти новые предприятия по розливу. Пепси стала первым капиталистическим продуктом, который мог купить советский гражданин. К концу 80-х в стране работало около двух десятков заводов, производящих напиток. Притом что их конкуренты Coca-Cola могли только облизываться и ходить вокруг — их на пир не позвали и запретили продажи в стране.

Мечта любого ребенка тех лет.
Мечта любого ребенка тех лет.

Но, проблема в том, что рубль — это не такая уж и хорошая валюта. Поэтому СССР расплачивался за ингредиенты и технологии своим напитком . «Столичная»  — единственная русская водка на Западе попёрла в США непрерывным потоком. Она заняла там второе место после шведской Absolut по популярности. Продажи газировки в СССР не приносили PepsiCo ничего. Они получали доход только с водки. Но к началу девяностых, эта карта перестала играть — продажи алкоголя вышли на плато. Поток денег застопорился. Вспоминая то время, легко догадаться, что, больше Советам предложить было нечего. «Что, совсем-совсем нечего?» — спросил Доналд Кендалл, исполнительный директор концерна — «а вот там, в углу за Курилами у вас чего лежит?». Опытный взгляд бывшего офицера ВМС США упёрся в... боевой флот своих соперников по Холодной Войне. Ну ладно, не такой уж и боевой. Списанный по негодности. Короче, в 1989 году Михаил Горбачёв подписал новое соглашение, которое официально заверяло обмен ингредиентов газировки на 17 подводных лодок, фрегат, крейсер и эсминец. Ну и несколько нефтяных танкеров. Всё это оптом отошло PepsiCo по цене в 3 миллиарда долларов.

Хотя иногда это выглядело примерно так.
Хотя иногда это выглядело примерно так.

И вот таким образом, на какое-то время компания по производству напитков стала обладателем шестого по размерам военного флота в мире. Да, всё вооружение с судов было снято, а подводным лодкам было под сорок лет... но всё равно, внушает. С этим флотом компания какое-то время наводила ужас на пиратов в акватории Карибов, защищая свои интересы. А нет, это из другой истории. Флот ей был нужен, увы, только как банальный ресурс — металл. Всё это пошло на продажу как металлолом. За исключением танкеров. Их сдали в аренду. А потом в России начался капитализм и на рынок пришли другие игроки.

----

Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.

А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.