Все помнят, что PepsiCo отказалось вести бизнес в России, поэтому слушайте котолампу о том, как эта компания стала гордым владельцем шестого по размерам военного флота в мире. А заодно про их приход в СССР. Эти истории связаны, поэтому будем рассказывать их вместе. Короче...
Дуайт Эйзенхауэр — 34 президент США в 1959 году решил потыкать палочкой в коммунизм и продемонстрировать преимущества капиталистического образа жизни. Сделать это он решил с помощью Американской национальной выставки в Сокольниках. СССР уже устраивала подобное в Нью-Йорке, но жители Большого яблока как-то не впечатлились. И вот, теперь настала очередь советских граждан оценить американские автомобили, посудомойки и холодильники. А среди этого развала достижений капиталистического хозяйства затаилась змея в траве — павильон PepsiCo. Они уже пытались в 1938 году зайти на рынок СССР, и Норкомторг тогда даже зарегистрировал товарный знак, но, скажем хором, «внезапно... Гитлер»! Потом Холодная война. И вот, новая попытка. На руку Пепси играло ещё и то, что Coca-Cola, до этого снабжавшая Жукова спецнапитком, решила, что нефиг с коммуняками связываться, мы и так хороши. Потому и отказались от участия в выставке. И вот он шанс. Вице-президент Никсон и Хрущёв устроили спор прямо посреди павильона, и генсек в пылу общения, решил выпить что-нибудь охлаждающее. И этим чем-то стал стаканчик с холодной Пепси. Фото генсека, осторожно пробующего этот напиток, превратилось в лучшую рекламу газировки среди советских граждан. Конечно, все события были спланированы и Никсон специально подвёл Никиту Сергеевича к этому павильону. Но это сработало. Наживка была проглочена и всё шло к тому, что Pepsi широким шагом выходит на коммунистический рынок.
PepsiCo замахнулась ни много ни мало на весь СССР. Да, не всё шло гладко, менялись подходы, срывались договора и первый завод открылся только в 1972 году. Но это стало весенней ласточкой и вскоре в этой запретной для Запада стране стали, как грибы расти новые предприятия по розливу. Пепси стала первым капиталистическим продуктом, который мог купить советский гражданин. К концу 80-х в стране работало около двух десятков заводов, производящих напиток. Притом что их конкуренты Coca-Cola могли только облизываться и ходить вокруг — их на пир не позвали и запретили продажи в стране.
Но, проблема в том, что рубль — это не такая уж и хорошая валюта. Поэтому СССР расплачивался за ингредиенты и технологии своим напитком . «Столичная» — единственная русская водка на Западе попёрла в США непрерывным потоком. Она заняла там второе место после шведской Absolut по популярности. Продажи газировки в СССР не приносили PepsiCo ничего. Они получали доход только с водки. Но к началу девяностых, эта карта перестала играть — продажи алкоголя вышли на плато. Поток денег застопорился. Вспоминая то время, легко догадаться, что, больше Советам предложить было нечего. «Что, совсем-совсем нечего?» — спросил Доналд Кендалл, исполнительный директор концерна — «а вот там, в углу за Курилами у вас чего лежит?». Опытный взгляд бывшего офицера ВМС США упёрся в... боевой флот своих соперников по Холодной Войне. Ну ладно, не такой уж и боевой. Списанный по негодности. Короче, в 1989 году Михаил Горбачёв подписал новое соглашение, которое официально заверяло обмен ингредиентов газировки на 17 подводных лодок, фрегат, крейсер и эсминец. Ну и несколько нефтяных танкеров. Всё это оптом отошло PepsiCo по цене в 3 миллиарда долларов.
И вот таким образом, на какое-то время компания по производству напитков стала обладателем шестого по размерам военного флота в мире. Да, всё вооружение с судов было снято, а подводным лодкам было под сорок лет... но всё равно, внушает. С этим флотом компания какое-то время наводила ужас на пиратов в акватории Карибов, защищая свои интересы. А нет, это из другой истории. Флот ей был нужен, увы, только как банальный ресурс — металл. Всё это пошло на продажу как металлолом. За исключением танкеров. Их сдали в аренду. А потом в России начался капитализм и на рынок пришли другие игроки.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.