В этой статье попробуем разобраться в вопросах христианского и монашеского послушания: "что такое послушание", "что такое послушание в древнем монашестве", "что такое послушание сегодня". В своих размышлениях я буду опираться на творения епископа Игнатий Брянчанинова, как одного из ближайших к нам по времени, авторитетнейшего отца церкви, совместившего в своих взглядах древнее и современное понимание христианства и монашества.
Христианское послушание
Св. Игнатий определяет послушание так: "Истинное послушание – послушание Богу, единому Богу." Если истинное послушание — это послушание Богу, то послушание доступно и необходимо всем христианам, и монахам, и мирянам, как и Евангелие доступно для всех кто хочет знать и оказывать послушание воле Божией. Св. Игнатий: «Каждый, кто хочет узнать волю Божию, должен приступить к Евангелию». Итак, изучая Евангелие мы узнаем волю Божию в заповедях, а исполняя их выполняем послушание.
Кто такие старцы, старчество
В православной традиции наблюдается два, не вполне очевидных, вида наставничества, старчества:
- Духовники.
- Духоносные старцы.
Первые, это и приходские духовники, и духовники монастырей, и вообще все пастыри и учители церкви, руководствующие в исполнении заповедей Божиих. Тот же св. Игнатий называет их душевными руководителям. Можно сказать что это душепопечители.
Вторые, это именно те, редкие, духоносные старцы, которые являются живыми носителями благодати Святого Духа. Они то, как говорит св. Игнатий, и возвещали прямо волю Божию и этим приводили душу к Богу. Духоносные старцы — это учители истинной сердечной и умной молитвы.
Общий порядок такой: Сначала, христианин, стремится исполнять заповедей Божии, и борется с грехом исполняемый телом. Руководствуясь при этом наставлениями первых, приобретает душевные добродетели. Затем, переходит к возвышенному упражнению в молитве и руководству вторых, приобретает духовные добродетели.
Св. Игнатий:
«Молитва – это дочь, которая рождается от исполнения евангельских заповедей.»
«Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рождаемых молитвою: первые – душевны, вторые – духовны.»
«Так как человек пал, так как его помыслы и ощущения изменились из духовных в плотские и душевные, то надо при посредстве евангельских заповедей возвести ум и дух к помышлениям и ощущениям духовным. Когда ум и дух исцелятся, тогда они и соединятся о Господе.»
Послушание монахов
Св. Игнатий, определяя монаха цитирует св. Иоанна Лествичника: «Монах — тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время, руководствуется единственно Божиими заповеданиями и Божиим словом». То есть, монах уйдя в монастырь, также занимается изучением Евангелия, как и мирянин, чтобы максимально точно изучить волю Божию и достигнуть совершенства в исполнении воли Божией.
В монашестве исторически наблюдается два вида послушания: в древнем монашестве безусловное послушание старцу - когда духовный старец сразу указывал волю Божию, и в современном монашестве, когда монах исполняет монастырские послушания ради Бога, подчиняясь настоятелю и духовному отцу.
Монастырские послушания похожи на те работы, которые делаются в христианской семье – малой церкви. Также как и в семье, в монастыре есть отец семейства – игумен монастыря – также как и в семье, в монастыре есть труд и послушание.
Все работы в монастыре называется послушаниями. Но сами по себе послушания могут быть и безуспешны, если монах делает их не с целью богоугождения, не сопровождая молитвой и исполнением заповедей Божиих, или чего хуже делает послушания по человекоугодию. Добровольно подчиняясь монастырским послушаниям, монах делает их ради Бога. Еще монастырские послушания исполняют заповедь: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.» (2Фес.3:10)
Послушание монахов в древности
Св. Игнатий: «Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию» Подвиг древних монахов состоял в основном в упражнении молитвой, соединяющей человека с Богом. Поэтому воля Божия, возвещаемая духоносным наставником, состояла в научении правильной молитвы. Св. Игнатий: «преподобный Нил Сорский, ссылаясь на отцов, писавших прежде его, говорит: не малый подвиг, – сказали они, – найти непрелестного учителя сему чудному деланию – истинной иноческой сердечной и умной молитве.»
Св. Игнатий: «Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться послушанию Богу, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо.» Старец, посредством того, что сам предварительно пришёл к Богу, может привести и другого к Богу. Но таких старцев сейчас крайне мало.
Св. Игнатий сказал, что в его время: «искусных старцев нет», старцы есть но нет искусных старцев. «Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям»
Не для кого, наверное, не секрет что в древности монастыри изобиловали монахами и старцами. Для тех, кто не в курсе вот некоторые выдержки св. Игнатий об этом:
«Когда Феофил, патриарх Александрийский, прибыл в Нитрийскую гору, то спросил у Игумена горы, под руководством которого спасались до десяти тысяч монахов»
«В повестях о Аммонах сохранилось для нас следующее сведение о горе Нитрийской. В этой пустыне жило до пяти тысяч монахов.»
«Скит, в котором тысячи монахов проводили самое возвышенное жительство: туда направился Арсений.»
«Монахи собрались для совещания, что делать с деньгами; там жило около пяти тысяч монахов, каждый в отдельной келии.»
«Александрийскими архиепископами пред Пасхою и рассылалось по всему Египту, тогда в одной только церкви пустыни Скита, в которой жили тысячи монахов, послание было принято и прочитано»
Такое количество пожелавших и ставших монахами, говорит о том, насколько благочестивым было общество христиан, живущих в мире. Живя в миру, монах древности был изначально воспитан в благочестии, послушен закону Божию и свободен от многих зловредных привычек современности.
В подавляющем большинстве монахи древности были девственниками, не имели смертных грехов, не утратившими благодати крещения, и поэтому успех в монашестве у них был быстрым. св. Игнатий: «Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания, ныне оно косно опять по свойству делания.»
Монахам древности не приходилось бороться в монастыре с худыми привычками, приобретенными в мире с самого детства, как в современном монашестве.
Вот что говорит св. Игнатий о монашестве в его дни:
«Ныне ослабевшее христианство приготовляет и доставляет, соответственно своему состоянию, слабых монахов. Ныне вступление девственника в монастырь, – величайшая редкость! ныне вступление лица, нестяжавшего порочных навыков, – редкость! ныне вступление сохранившего неиспорченным здоровье, способного к монастырским подвигам, – редкость! Наиболее вступают слабые, поврежденные по телу и душе: вступают наполнившие память и воображение чтением романов и других подобных книжонок: вступают пресытившиеся чувственными наслаждениями, получившие вкус ко всем соблазнам, которыми ныне преисполнен мир; вступают с закореневшими порочными навыками, с совестью притупленною, умерщвленною предшествовавшим образом жизни, при котором дозволялись все беззакония и все обманы для прикрытия беззаконий.»
Послушание монахов современности
Послушание современного монашества в сравнении с древним монашеством, похоже на образование монаха древности, которое он проходил ещё до вступления монастырь, когда жил в относительно благочестивом мире. Эту мыль хорошо отражает притча, которую повторяют современные верующие: «в монастыре будут жить как в миру, а в миру как в аду», из этой притчи понятно, что раньше было: «в миру жили благочестиво, а в монастыре как на небе»
Мысль о том, что в монастыре будут жить как в миру, подтверждается во всех творениях св. Игнатия Брянчанинова. Все его творения говорят о начальной, значительной подготовке христианина и монаха, как фундаментальной для дальнейшего возвышенного упражнения молитвой, в достижении христианского совершенства. Св. Игнатий: «Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей — вот наша доля.»
В современных монастырях, по сравнению с древними очень мало монахов. По официальной статистике на 2019 год всего в монастырях проживает 5 883 насельников и 9 687 насельниц. Это, при 146 миллионом населении России, составляет 0,01%. Но и те, немногие приходящие в монастырь вынуждены сначала освободится от порочных навыков, приобретённых в мире, вытрезвится от пристрастия к миру, а на этот труд могут уйти годы, десятилетия.
Смысл необычных послушаний монахов древности
Многие, наверное, слышали, как в древности монахи выполняли необычные послушания старцев. Например, посадка растений необычным способом “корешками вверх”, и другие подобные послушания. Смысл таких послушаний не может быть вполне понятен современным христианином, потому что мы не знаем, ни духовных высот, ни духовных проблем того древнего монашества, для которого старцы давали такие необычные послушания. Мы даже не знаем какую задачу решало такое послушание: это искоренение мысленной страсти или помощь в развитии добродетели?
Такие необычные послушания глубоко индивидуальны, это как рецепт от конкретной болезни конкретного человека. В пример такого лекарства привожу св. Игнатия: «Назначение этого письма – удовлетворить не общей – частной нужде, твоей нужде; оно написано под влиянием твоего душевного состояния. Это не универсальное лекарство, – частное, твое! Ты читай это письмо и перечитывай, переноси слова его с бумаги в сердце; ты пей из этой чаши здравие душевное; а другим она может принести только недуг, послужить поводом к пустым суждениям, пересудам, к зависти, к составлению ложных догадок и мнений.»