Найти тему

Еще, давай еще ! Музыкантам по прежнему мало клипов

Продолжим рассматривать интересные примеры того, как музыкантам не хватало единственного видео для своих песен. Предыдущие статьи можно посмотреть здесь:

Depeche Mode: "Strangelove" 

Ударный сингл с альбома Music For the Masses" 1987 был благосклонно принят в Великобритании, с восторгом - в Европе и довольно прохладно - в США, где он засветился только в танцевальных чартах. 

Первый клип на песню снял известный голландский режиссер и фотограф Антон Корбейн, который много и плотно работал с  группой долгие годы.

Видео снято в монохроме, виды Парижа чередуются со съёмкой членов группы в отеле и студии. Для оживляжа, Корбейн украсил клип двумя сексапильными моделями в нижнем бельё, одна из которых была на тот момент его подругой. Перчинка, в итоге, вышла группе немножко боком, потому что в США у клипа возникли проблемы с трансляцией на MTV. Видео пришлось перемонтировать, сократив девушек и добавив больше кадров с участниками группы. 

Не очень понятно, зачем депеши вернулись к песне, но на альбомную версию в 1988 году режиссёром Мартином Аткинсом был снят ещё один клип.

С визуальной точки зрения, работа была выполнена гораздо проще, чем предыдущая, и в основном, съёмка проходила на фоне центрального здания Лондонского университета. Этот клип имел весьма скромную ротацию на телевидении, а на официальных видеосборниках группы не появлялся до 2002 года. Таким образом, его существование сложно назвать осмысленным. 

Nirvana: "In Bloom" 

История появления двух видео на песню "In Bloom" иллюстрирует ту  неожиданную метаморфозу, произошедшую с группой Nirvana, когда она из альтернативной панковской команды, которых по центу за пучок только в одном Нью-Йорке, превратилась в ледокол нового музыкального направления, убившего стадионный рок 80-х, а ее лидер, Курт Кобейн сделал шаг навстречу к своей посмертной славе и сомнительной, но яркой репутации последнего настоящего рокера.   

Первый видеоклип на "In Bloom" для версии, которая записывалась еще в момент, когда группа работала над своим новым альбом с  независимым лейблом  Smart Studios, был снят в Нью-Йорке режиссером Стивом Брауном в апреле 1990 года.

Это типичное малобюджетное видео, которое  не забывается  сразу после просмотра исключительно из-за харизмы исполнителей: в нем представлены кадры прогулки группы по нижнему Манхэттену, включая морской порт Саут-Стрит, Нижний Ист-Сайд и Уолл-стрит, а также репетиционные кадры и отрывки из выступления группы в Maxwell's в Хобокене, штат Нью-Джерси, 28 апреля. Басист Крист Новоселич тогда побрил голову в наказание за то, что он, как ему показалось, налажал на концерте в  клубе « Пирамида» пару дней назад. На одних кадрах он появляется с волосами, а на других — с бритой головой. Оператор, который снимал клип, вспоминал, что на 35мм. пленку удалось отснять только черно-белую часть, после чего камера сломалась и все остальное было снято на 16мм. 

Видео, можно сказать, практически умерло, так и не начав жить: впервые оно  было выпущено в 1991 году на сборнике Sub Pop Video Network Volume 1 а на DVD вышло только в бокс-сете группы с раритетами With the Lights Out в ноябре 2004 года. 

Второе музыкальное видео на "In Bloom" для версии было снято Кевином Керслейком , до этого сделавшего  клипы на два предыдущих сингла группы с альбома Nevermind , " Come as You Are " и " Lithium ". Клип впервые был показан в конце ноября 1992 года, примерно через месяц после того, как он был снят. К тому времени альбом расходился в магазинах мира в количестве 300 000 в день, и на видео можно было не экономить. Существует байка, что первоначально Кобейн хотел снять «сюрреалистическую  басню о маленькой девочке, которая родилась в семье ку-клукс-клановцев и однажды осознала, насколько злы ее родители». Однако эта концепция всем показалась слишком вычурной, и ее никто не поддержал. Тогда Кобейну, вместо этого, пришла в голову идея сделать клип, пародирующий музыкальные выступления групп на развлекательных шоу начала 1960-х годов, таких как «Шоу Эда Салливана». 

Видео было снято на старые камеры Kinescope по просьбе Кобейна, который хотел, чтобы Керслейк использовал настоящие камеры того периода для большей аутентичности, а само выступление группы  было импровизированным. Курт настаивал на том, чтобы клип был отвязным и веселым:

  «Я так устал за последний год, что люди воспринимали нас так серьезно… Мне захотелось послать это дело на… и показать им, что у нас есть и юмористическая сторона». 

В клипе группа предстает перед зрителями  в двух ипостасях: типичных прилизанных поп-мальчиков 60-годов и буйных трансвеститов в женских платьях, громящих декорации и ломающих инструменты. "Мы хотели выглядеть в кадре  как The Beatles, хотя нет, как The Dave Clark Five, ведь мы же не любим The Beatles",  вспоминал потом Кобейн.

Прототипусы
Прототипусы

Чтобы придать себе более-менее травоядный и смирный вид, Курт надел на съемку очки с диоптриями, от которых у него кружилась голова. 

Музыкальное видео «In Bloom» получило награду за лучшее альтернативное видео на церемонии вручения наград MTV Video Music Awards 1993 года и возглавило категорию музыкальных видео в опросе критиков Village Voice Pazz & Jop 1992 года.

Ногу Свело: "Хару Мамбуру"

Если бы не эта выдающаяся, чего уж там, вещь, то группа "Ногу Свело" возможно так и осталась известной только в кругу небольшой музыкальной тусовки командой. "Хару Мамбуру" убедительно доказала, насколько важным является текст в русской рок-музыке, на которую так повлияла местная, очень логоцентричная, культура. 

Съемки первого клипа явились специальным призом группе  на фестивале «Поколение-93». Как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят, и клип, хоть и был сделан с учетом последних писков  тогдашней клиповой моды, вышел довольно сумбурным, в недостаточной мере раскрыв потенциал песни.

Группа изображала в нем средневековых бродячих артистов, дающих представление в очередном городке на своём пути. Всё это было щедро сдобрено псевдо-средневековым антуражем: факелы, палачи, "гроб с покойничком". Видео снял не профессиональный клипмейкер, а бизнесмен Павел Ващёкин: 

- Я тогда дружил с Наташей Ветлицкой, и она сказала: «Если я узнаю, что ты потратил хоть копейку на этих людей никому непонятных, какие они музыканты, если ты сделаешь хоть что-то такое…», - вспоминает Павел. - И я в общем пошёл на конфликт с девушкой, с которой встречался тогда и которую любил. Глядя на своих друзей, они все были клипмейкерами, режиссёрами, продюсерами и так далее, вдруг решил стать киношником, ну и назначил сам себя режиссёром. Взял хорошего оператора, взял декорации Наташиного клипа «Душа» и снял клип. С Натальей мы поругались надолго, на месяц, наверное." 

Несмотря на недовольство, Ветлицкая все-таки приняла участие в съемках - ее можно разглядеть в танцующей массовке. Также, небольшую роль в клипе исполнила модель Инна Гомес. 

Несколько более удачным получился ролик молодого художника-аниматора студии "Пилот" Святослава Ушакова (он, кстати, приложил также руку к анимационному клипу для ещё одной культовой песни - "Человек и Кошка" группы Ноль.)

Ушакову удалось поймать нерв легкого безумства песни, и клип вышел достаточно бодрым и задорным. Он достаточно активно крутился по телевидению и даже получил приз российского MTV в 1994 году. К сожалению, исходная плёнка затерялась в телевизионных архивах, так что, до недавнего времени, клип был доступен на Youtube только в весьма посредственном качестве. Однако в 2019 Яндекс сделал подарок группе, ремастерировав его  в технологии Deep HD, и его стало можно смотреть, не теряя ни одной детали. 

Michael Jackson: "They don't care about us"

Песня с альбома "HIStory: Past, Present and Future, Book I. 1996 года.

Майкл систематически обращался в своём творчестве к социальным темам, однако в этот раз песня умудрилась насобирать скандалов в самых неожиданных местах. Так, за строчку из песни "Jew me, sue me, everybody do me/ Kick me, kike me, don't you black or white me.." Джексона обвинили в антисемитизме, несмотря на все заверения певца, что слова Jew и Kike использованы, в совершенно не оскорбительном для евреев контексте. Однако, времена BLM ещё не наступили, и тягаться с еврейскими обиженцами было себе дороже, поэтому Майклу пришлось переписать кусок песни с другими словами. 

К создание первого клипа Джексон захотел привлечь самого Спайка Ли, пожалуй самого известного чернокожего режиссера нашего времени, репутация которого очень подходила к социальному подтексту самой композиции. 

Съёмки решили проводить в Бразилии, в самых настоящих фавелах Комлексо-ду-Алемао в Рио-де-Жанейро, в связи  с чем, опять разгорелся скандал, на этот раз с бразильскими властями. Они был недовольны, что такой популярный исполнитель, как Майкл Джексон раскручивает не самые приглядные стороны бразильской жизни. К тому же, появились слухи о том, что для обеспечения безопасности артиста и съемочной группы, его менеджеры заплатили кругленькую сумму местным криминальным авторитетам. 

Несмотря на всё эти перипетии, съемки все-таки состоялись. Население фавел радостно принимало участие в атракционе, а самого Майкла чуть было не разобрали на сувениры местные поклонницы, которые воспользовались беспечностью охраны и буквально набросились на звезду (этот момент получился настолько колоритным, что его не стали вырезать при монтаже и он попал в клип). 

Возможно, Джексон решил, что бразильские съёмки недостаточно ясно донесли до слушателей его послание, но впервые в своей карьере, он сделал второй видеоклип на сингл.

Эта  версия была снята в тюрьме с сокамерниками; на видео Джексон виден в наручниках. Здесь, я думаю, можно разглядеть некую культурную отсылку к Jailhouse Rock  Элвиса. Видео также содержит реальные кадры уличных столкновений полиции с черными бузотерами, разгона военными протеста на площади Тяньаньмэнь, Ку-клукс-клана, военных преступлений, геноцида, казней, введения военного положения и других неприятных вещей. Однако, музыкальные медиа и зрители не особенно вдохновились этой прямолинейной политотой: клип редко транслировался по телевидению, и у него менее десятой доли просмотров видео по сравнению с Рио на YouTube.

Уже после смерти Джексона, в самый разгар BLM кампании, Спайк Ли соорудил из этих двух клипов третий, но, ее думаю, что его имеет смысл рассматривать в качестве оригинального продукта.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц