Найти тему
Таганский парк🌳

Международный день танца. Интервью с балериной Евгенией Кречетовой

В прошлом году в рамках Международного дня танца мы поговорили с ведущей балериной театра "Русские балетные сезоны", педагогом-хореографом танцевальной школы Элайнз, мастером-тренером, автором методики по реабилитации через классический танец Евгенией Кречетовой.

Евгения рассказала о балете, первом выходе на сцену, желании бросить танцы и работе в период самоизоляции.

Евгения училась в Московском хореографическом училище им Л.М. Лавровского, Школе-студии при Государственном Академическом Ансамбле Народного Танца им. Игоря Моисеева. Работала в качестве солистки и ведущей артистки в "Классическом балете Н. Касаткиной и В. Васильева" и в Московском областном государственном театре "Русский балет" п/р В. Гордеева. С 2017 года является ведущей солисткой театра "Русские балетные сезоны".

Евгения, расскажите, отмечают ли День танца в вашей семье?

Несмотря на то, что я выросла в творческой семье, такой праздник как Международный день танца отмечаю в профессиональной среде: получаю поздравления от коллег и педагогов, поздравляю их сама.

Как в вашей жизни появился танец? Насколько мы знаем, вы занимаетесь этим с детства.

Я ребенок, чье детство прошло за кулисами. Моя мама – педагог-хореограф, я ездила с ней на гастроли, ходила к папе в Драматический театр. Поэтому танец, сцена, зрители присутствовали в моей жизни всегда. Когда я решила, что хочу заниматься классическим танцем? Это произошло в 7-8 лет во время просмотра балета "Жизель". Я помню свое ощущение волшебства и сказки. Это произвело на меня такое впечатление, что я поняла: это мое место, мой дом.

Балет – это, несомненно, тяжкий труд. Что мотивировало заниматься? Были ли у вас мысли о том, чтобы бросить танцы?

Каждый день были такие мысли (смеется). Меня мотивирует понимание того, что мой труд и мое видение образа кому-то интересно, что люди, сидящие в зале, получат позитив, радость, выйдут из театра с новыми мыслями. Сцена для меня – это и есть сама жизнь. В детстве, конечно, были мысли все бросить, я иногда думала: ты же не такая талантливая, как другие, зачем мучаться… Но я не могу жить без сцены, без зрителей, мне важно делиться своим мироощущением. Ничто не может заменить улыбки и овации благодарного зрителя, это заставляет меня каждый день вставать и заниматься тем, чем я занимаюсь.

Помните свой первый выход на сцену в главной роли?

Серьезным поворот для меня стала не главная роль, а па-де-де Голубой птицы в балете "Спящая красавица". Па-де-де состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды. Балерин ставят на эту партию, чтобы посмотреть, смогут ли они в дальнейшем состояться как ведущие балерины. Я очень долго готовилась, переживала. Мы приезжали в театр в 12 часов дня, премьера была в 7 часов вечера. Наталья Викторовна Касаткина сказала мне: "Ой, маленькая, ты сейчас в обморок упадешь. Тебе надо сырое яйцо выпить или мед". Внутреннее состояние балерины – это аскетизм, ты не чувствуешь, что у тебя нет сил, а для профессионального артиста важно понимать, как распределить силы, тебе должно их хватать на сцене. Александр Николаевич Ветров сказал перед спектаклем: "Быстро, тебе нужен углевод, съешь какие-то макароны". Я, молодая, амбициозная ответила: "Да вы что, какие макароны! Разве для этого я несколько месяцев худела и репетировала, чтобы сейчас перед выходом съесть макарон". Но меня особо не спрашивали, быстро дали ложку. Опыт моих педагогов помог выдержать па-де-де, мне хватило сил, я "не уплыла".

-2

Потом был "Щелкунчик", первый балет, где я вела. Как это происходит? Это не так, что тебе дали ведущую партию и ты стала ведущей балериной, нет. Я так же продолжала танцевать свой репертуар, при этом готовила ведущую партию для балета. Поверить не могла, даже после спектакля не поверила, что я веду. Но все-таки от первого ведущего спектакля не было столько впечатлений, как от первого серьезного выхода в па-де-де. Я тогда жила этим, засыпала с этой ролью, просыпалась. Даже коллеги, взрослые артисты, говорили: "Женя, успокойся, подумай о чем-то другом". Но я не могла ни о чем больше думать, это был мой шанс и его нельзя было упустить.

Что самое приятное и неприятное в вашей профессии?

Наверное, вы хотите услышать, что приятное – овации, цветы, неприятное – каждодневный труд, травмы, пот, слезы. Но я отвечу не так. Самое приятное – это ощущение, когда ты выходишь на сцену. Я не могу жить без этого. Возможность выйти на сцену, возможность рассказать какую-то историю, возможность быть услышанной – это очень важно. Самое неприятное для меня – это разочарование. Будучи взрослой артисткой, я все еще живу детскими представлениями, сказкой. Но теперь понимаю закулисную кухню, вижу, как творческий процесс, искусство переходит в рутину, ремесло. Стараюсь не разочаровываться, чтобы не убить в себе маленькую балерину, которая смотрела на мир большими чистыми глазами.

Сейчас вы учите танцевать других. Любой ли желающий может с нуля дойти в танцах до серьезного уровня? Каково соотношение природного таланта и кропотливого труда?

Мои коллеги, профессиональные артисты скажут, что, конечно, не любой. Нужен талант, трудолюбие. Если мы говорим про профессию, начинать танцевать необходимо с детского возраста. Но я думаю, любой, правда. Вопрос в расстановке приоритетов, все зависит от того, насколько человек действительно этого хочет и чем он готов пожертвовать ради достижения цели.

Что касается соотношения таланта и труда, здесь 50 на 50. С помощью одного лишь трудолюбия можно подняться до определенной планки, но потеряться среди выдающихся способных балерин. И, конечно, нужен случай, удачный момент. Знаю талантливых и трудолюбивых, но так и не ставших ведущими балеринами.

Что вы можете посоветовать родителям, чьи дети серьезно занимаются танцами?

Советую уделять внимание не только занятиям, но и слушать классическую музыку, смотреть классический балет, читать либретто. Ребенок должен не просто видеть балерину в красивом платье, но и осознавать, что представляет собой эта история, какие персонажи перед ним. Родители должны понимать, что детям бывает очень сложно, и они нуждаются в поддержке.

Помимо балета и преподавания вы также являетесь мастером-тренером и проводите в числе прочего силовые тренировки. Хотя принято считать, что балерины очень стройные и хрупкие.

А вы попробуйте отвести балет! Это титанический труд. Мои основные направления – пилатес, колонетика, стретчинг, лечебная физкультура, то есть достаточные спокойные техники. Так как я мастер-тренер, провожу и силовые тренировки. Мне нравится, такая нагрузка тоже нужна. Балерины только визуально хрупкие создания, на самом деле балет требует огромных физических сил.

Вы работаете с инвалидами-колясочниками. Какова роль танцев в реабилитации?

Я являюсь частью проекта "Линия Созидания", его основная идея – интеграция людей с ограниченными физическими возможностями в театр балета. Я создала авторский курс, в рамках которого через классический танец помогаю людям начать лучше чувствовать и контролировать свое тело.

Как вы провели время на самоизоляции? Скучали по сцене? Проводили ли занятия с учениками онлайн? Можно ли учиться танцевать по видеоурокам?

Для меня период самоизоляции прошел продуктивно. Я смогла отдохнуть, а также составить методику по преподаванию в zoom, поработать с детьми, написать и защитить диплом. Конечно, скучала по сцене, но понимала, что рано или поздно все вернется на свои места.

-3

Можно ли учиться танцевать по видеоурокам? Я со своими детьми не смогла продвинуться дальше. Поэтому, думаю, учиться танцевать только в zoom нельзя. Но можно поддерживать тот уровень, на котором остановились на офлайн-занятиях. Работа в zoom - это совершенно новая для нас форма. Думаю, нам, педагогам, надо набираться опыта, искать новые пути.

Евгения, спасибо за интервью! Было очень интересно!

Спасибо за вопросы! Я бы хотела пожелать читателям отдыха, но не в привычном понимании: море, пляж, лежаки. Отдыха в моменте! Останавливаться, созерцать, слушать классическую музыку, находиться рядом с близкими людьми. На секунду улыбнуться любимому и родному человеку, увидеть улыбку в ответ. И, конечно, ходить на балет, танцевать, потому что, танцуя, можно ощутить себя счастливым в моменте, ощутить себя живым. Всем этого желаю!

Благодарим Евгению за предоставленные фотографии!