Найти тему
Тайны искусства

Каспар Давид Фридрих: верховенство человека над пейзажем

Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих
Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих

Картина «Странник над морем тумана». Человек стоит на вершине скалы, откуда открывается вид на долину, окутанную горным туманом. Сквозь туман виднеются и другие хребты, как будто острова в море.

Мужчина, поднялся на эту гору и теперь смотрит на высоты, которые он преодолел. Он исследователь - хотя чувствуется, что им движет скорее романтическое чувство, чем некие профессиональное стремление. Его волосы развеваются на ветру, его благородная поза с поднятой ногой, его фрак и трость - все это создает впечатление зажиточного горожанина, который решил провести время на лоне природы.

Как и многие картины немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, на картине изображен человек, созерцающий природу. Мы смотрим вместе с ним, пусть и на несколько шагов позади, но все же являемся его спутниками в этот момент. Этот прием называется Rückenfigur, или фигура, увиденная сзади, композиционный прием, с помощью которого зритель может легче идентифицировать себя со сценой.

Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих
Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих

О чем он думает, стоя там? Естественно привести доводы в пользу оптимистической интерпретации: что он взошел на вершину этого скалистого обрыва и теперь, возвышенный своими усилиями, смотрит на весь мир - славный и вдохновленный, возвышенный и достойный.

Однако самое интересное в этой картине, что к ней можно подойти и с противоположной стороны - с пессимистической - и все равно она будет иметь смысл: человек, терзаемый сомнениями, с тоской смотрит на огромную горную цепь. Под его ногами котел клубящегося тумана. Он совершенно один в этом месте, в безграничных размерах которого он осознает свое собственное неопределенное существование, слабость, ничтожность.

Успех этой картины, я думаю, как раз и заключается в этой двусмысленности: сцена такого великолепия может также нести в себе угрозу трагедии или личного отчуждения. Так о чем же он думает, стоя там? Сказать точно невозможно.

Восход луны над морем, Каспар Давид Фридрих
Восход луны над морем, Каспар Давид Фридрих

Пейзажи Фридриха почти всегда большие и зачастую мрачные. Люди в них часто находятся на грани, на краю моря, на краю долины, и это положение заставляет нас предположить, что герои отправляются в путешествие. И это не только экзистенциальные путешествия - путешествия созерцания, - но и физические. Более осязаемый символ путешествий Фридриха, парусник, обычно изображается на среднем или дальнем расстоянии. Эти суда становятся еще одним преходящим элементом, подобно солнечному свету, для взирающих на них людей и молчаливой тоски.

Изображение настроений природы было основой творчества Фридриха как художника. Он родился в 1774 году в портовом городе Грайфсвальде, и первыми его работами были дикие балтийские берега северо-восточной Германии. Постепенно в его изображениях природы стали появляться кресты, готические здания и религиозные мотивы, отражающие его строгое лютеранское воспитание. С помощью этих символов он нашел способ усилить интенсивность пейзажа до такого уровня, когда он становился натурально тяжелым от аллегории. Он часто "изобретал" свои картины, соединяя несколько эскизов из разных мест в одно изображение, иногда используя эскизы, сделанные другими художниками.

Картина "Странник над морем тумана" не отображает какой-либо реальный вид. Это сборный образ из различных мест, которые Фридрих посетил во время своих путешествий по Германии и Швейцарии. Например, детали скалистой вершины холма можно проследить по рисунку, сделанному 3 июня 1813 года на холме Кайзеркроне в немецкой земле Саксония.

Скала на холме Кайзеркроне
Скала на холме Кайзеркроне

Фридрих с большим вниманием отнесся к конструкции картины. Он был знаком с золотым сечением, принципом эстетической гармонии, изложенным Лукой Пачоли в его "De Divina Proportione" в 1509 году. Фридрих применил этот принцип к структуре своей картины, разделив пейзаж на две части над и под горизонтом, в соответствии с математическим соотношением, выдвинутым Пачоли.

De Divina Proportione Луки Пачоли
De Divina Proportione Луки Пачоли

На картине два наклонных хребта, обозначающих горизонт, находятся именно там, где проходит горизонталь золотого сечения. Хребты плавно наклоняются влево и вправо, фокусируясь на спине мужчины; таким образом, его голова и плечи располагаются чуть выше этой линии и создают ощущение ликования.

Золотое сечение, примененное к Страннику над морем тумана Каспара Давида Фридриха
Золотое сечение, примененное к Страннику над морем тумана Каспара Давида Фридриха

Вся композиция - это воображаемая и идеализированная сцена, вызывающая парадоксальное настроение благородного оптимизма и в то же время жуткого одиночества.

***

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь и ставьте лайк. Поддержите канал, используя форму ниже:

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство