Картина «Странник над морем тумана». Человек стоит на вершине скалы, откуда открывается вид на долину, окутанную горным туманом. Сквозь туман виднеются и другие хребты, как будто острова в море.
Мужчина, поднялся на эту гору и теперь смотрит на высоты, которые он преодолел. Он исследователь - хотя чувствуется, что им движет скорее романтическое чувство, чем некие профессиональное стремление. Его волосы развеваются на ветру, его благородная поза с поднятой ногой, его фрак и трость - все это создает впечатление зажиточного горожанина, который решил провести время на лоне природы.
Как и многие картины немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, на картине изображен человек, созерцающий природу. Мы смотрим вместе с ним, пусть и на несколько шагов позади, но все же являемся его спутниками в этот момент. Этот прием называется Rückenfigur, или фигура, увиденная сзади, композиционный прием, с помощью которого зритель может легче идентифицировать себя со сценой.
О чем он думает, стоя там? Естественно привести доводы в пользу оптимистической интерпретации: что он взошел на вершину этого скалистого обрыва и теперь, возвышенный своими усилиями, смотрит на весь мир - славный и вдохновленный, возвышенный и достойный.
Однако самое интересное в этой картине, что к ней можно подойти и с противоположной стороны - с пессимистической - и все равно она будет иметь смысл: человек, терзаемый сомнениями, с тоской смотрит на огромную горную цепь. Под его ногами котел клубящегося тумана. Он совершенно один в этом месте, в безграничных размерах которого он осознает свое собственное неопределенное существование, слабость, ничтожность.
Успех этой картины, я думаю, как раз и заключается в этой двусмысленности: сцена такого великолепия может также нести в себе угрозу трагедии или личного отчуждения. Так о чем же он думает, стоя там? Сказать точно невозможно.
Пейзажи Фридриха почти всегда большие и зачастую мрачные. Люди в них часто находятся на грани, на краю моря, на краю долины, и это положение заставляет нас предположить, что герои отправляются в путешествие. И это не только экзистенциальные путешествия - путешествия созерцания, - но и физические. Более осязаемый символ путешествий Фридриха, парусник, обычно изображается на среднем или дальнем расстоянии. Эти суда становятся еще одним преходящим элементом, подобно солнечному свету, для взирающих на них людей и молчаливой тоски.
Изображение настроений природы было основой творчества Фридриха как художника. Он родился в 1774 году в портовом городе Грайфсвальде, и первыми его работами были дикие балтийские берега северо-восточной Германии. Постепенно в его изображениях природы стали появляться кресты, готические здания и религиозные мотивы, отражающие его строгое лютеранское воспитание. С помощью этих символов он нашел способ усилить интенсивность пейзажа до такого уровня, когда он становился натурально тяжелым от аллегории. Он часто "изобретал" свои картины, соединяя несколько эскизов из разных мест в одно изображение, иногда используя эскизы, сделанные другими художниками.
Картина "Странник над морем тумана" не отображает какой-либо реальный вид. Это сборный образ из различных мест, которые Фридрих посетил во время своих путешествий по Германии и Швейцарии. Например, детали скалистой вершины холма можно проследить по рисунку, сделанному 3 июня 1813 года на холме Кайзеркроне в немецкой земле Саксония.
Фридрих с большим вниманием отнесся к конструкции картины. Он был знаком с золотым сечением, принципом эстетической гармонии, изложенным Лукой Пачоли в его "De Divina Proportione" в 1509 году. Фридрих применил этот принцип к структуре своей картины, разделив пейзаж на две части над и под горизонтом, в соответствии с математическим соотношением, выдвинутым Пачоли.
На картине два наклонных хребта, обозначающих горизонт, находятся именно там, где проходит горизонталь золотого сечения. Хребты плавно наклоняются влево и вправо, фокусируясь на спине мужчины; таким образом, его голова и плечи располагаются чуть выше этой линии и создают ощущение ликования.
Вся композиция - это воображаемая и идеализированная сцена, вызывающая парадоксальное настроение благородного оптимизма и в то же время жуткого одиночества.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь и ставьте лайк. Поддержите канал, используя форму ниже:
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство