После разрухи Первой мировой и гражданской войн государству необходимо было создать промышленную базу на Урале. В связи с постоянно растущей потребностью в речном флоте для обслуживания бассейнов рек Камы и Волги, а также острой нехваткой технического флота для дноуглубительных работ в 1927 году был поднят вопрос о необходимости строительства в Перми судостроительного завода.
В марте 1928 года строительство Пермского судостроительного завода было включено в планы промышленного строительства первой пятилетки на Урале. Стройка была признана первоочередной, и ей уделялось повышенное внимание в части обеспечения материалами и кадрами, вплоть до иностранных специалистов. К началу возведения судоверфи штат строителей насчитывал до 5 тысяч человек, включая как местных рабочих, так и спецпереселенцев.
30 июля 1931 года на территории Пермской судоверфи был заложен корпус 150-сильного буксирного судна «Пермский первенец», а уже в 1932 году буксир был сдан заказчику - Вятскому речному пароходству (позднее буксир был переименован в «Сергей Костриков»). На протяжении деятельности предприятие неоднократно переименовывалось:
1931-1939 годы - Пермская судоверфь
1939-1966 годы - Пермский (Молотовский) ССЗ № 344
1966-1992 годы – Пермский ССЗ «Кама»
1992-2006 годы – ОАО ССЗ «Кама»
с 2006 года – ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс»
с 2009 года – ООО «Верхнекамская строительная компания»
с июля 2021 года по настоящее время – ООО «Пермская судоверфь».
До 1935 года в основе строительства всех пароходов лежала клепаная конструкция, однако, с 1932 года на заводе было начато постепенное внедрение электросварки. В 1934 году Пермской судоверфи было поручено построить буксир со сварным корпусом, который был успешно сдан в навигацию в 1935 году и уже с 1936 года судоверфь полностью переключилась на строительство сварных буксиров.
Так, до начала Великой Отечественной войны было построено 135 буксирных пароходов и до 50 хозяйственных катеров. В 1936 году перед заводом была поставлена задача, не относящаяся к судостроению – освоение производства противолодочных, противокатерных, противоторпедных сетей и снаряжения к ним по заказу Народного комиссариата Военно-морского флота. К 1937 году производство сетей было освоено. Перед началом Великой Отечественной войны предполагалось, что именно сетевая продукция станет основной для предприятия.
В военное время наряду с сетевым производством на территории Пермской судоверфи развивалось военное судостроение, выпуск 85-мм зенитных снарядов и деталей к реактивным снарядам М-13. В 1941 году выпущено 15 000 снарядов, в 1942 году – 40 000 снарядов, в 1943 году – 70 000 снарядов. За все время работы было выпущено порядка 1270 тыс. снарядов. В 1942 году было запущено серийное строительство малых речных бронекатеров проекта 1125.
Благодаря постоянной работе коллектива завода в направлении совершенствования технологии и внедрению инструментов повышения производительности труда, срок постройки катеров был сокращен в два раза (до 1,5 месяцев), а себестоимость выпуска по сравнению с 1943 годом была снижена на 17 %. В 1943 году судозавод выпустил 18, в 1944 году – 27, в 1945 году – 34 бронекатеров БК-1125. Всего же до 1947 года было построено 132 таких корабля, с конца 1944 года на их вооружение поступили ракетные установки «М-8-М». Этому классу боевых кораблей во время Великой Отечественной войны придавалось немалое значение. Они могли перевозить через реки разведывательно-диверсионные группы, поддерживать своим огнем переправу и высадку десанта, осуществлять разведку, поддерживать действия сухопутных войск в прибрежных или приозерных местностях. Учитывая обилие рек и озер в западных районах СССР (особенно в Белоруссии) и в центральной Европе, действия этих кораблей сыграли немалую роль.
По инициативе руководства ССЗ «Кама» бронекатер БК-140 (заводской номер № 181) проекта 1125/111 был доставлен на завод с Дальнего Востока, отремонтирован и 9 мая 1974 года установлен на пьедестал в качестве памятника у проходных предприятия.
После Великой Отечественной войны завод строил большие озерные буксирные теплоходы, плашкоуты, насосные станции. Завод был единственным в Советском Союзе поставщиком противолодочных, противоторпедных и противодиверсионных сетей для Военно-морского флота. После приватизации предприятия был заключен ряд экспортных контрактов, в рамках которых Пермские сети поставлялись во Францию и Швейцарию, где широко использовались в Альпах для защиты дорог от камнепадов.
В 1965 году на озере Хубсугул (Монголия) работниками завода был построен и спущен на воду буксир озерный, проект 574, а почти через 30 лет, в 1985 году, - теплоход буксирный, проект 758Б. В 1967 году построен головной нефтерудовоз. После строительства шести речных нефтерудовозов завод приступил к серийному выпуску нефтерудовозов типа «река-море».
За время работы завода было построено более 1000 судов различного назначения, не считая судов маломерного флота из легкосплавных металлов.
В 1999 году завод выполнил голландский заказ на строительство и транспортировку в Нидерланды теплохода-химвоза. В последующие годы были построены еще три судна по аналогичным заказам.
В 2006 году приступили к строительству головного балкера (сухогруз-контейнеровоз), проект 17605, неограниченного района плавания. Грузоподъемность судна составляла 6800 тонн и превосходила данный параметр ранее строившихся судов почти в полтора раза. Всего было построено два таких судна: «Соликамский-6801» (18 сентября 2009 года, ныне - «Олимпия») и «Соликамский-6802» (ныне «Александр» - спущен на воду в октябре 2012 года, достроен на плаву и сдан заказчику 25 октября 2013 года). В настоящее время оба эти балкера приписаны к порту Новороссийск и находятся в активной эксплуатации.
В 2021 году губернатор Пермского края Д.Н. Махонин поставил акцент на развитии судостроения с целью организации на территории края полноценного высокотехнологичного судостроительного кластера. Результатом планомерной работы стало подписание меморандума о сотрудничестве в создании электрических судов для регулярных речных перевозок по водным путям России.
В конце 2021 года на судозаводе начато проектирование и строительство речных остановочных комплексов для судов на электрической тяге.