Найти тему
МуZей Победы

Танки, спасшие страну в самый трудный период войны. История конструктора Николая Астрова

Оглавление

Среди конструкторов бронетанковой техники широко известны создатели танков Т-34 (Михаил Ильич Кошкин), КВ (Жозеф Яковлевич Котин) и ИС (Александр Александрович Морозов). Но в истории отечественного танкостроения есть заслуженные, но менее известные конструкторы, которые создавали так необходимые фронту боевые машины.

Один из них — создатель целого семейства легких танков Т-60, Т-70, Т-80 и гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» Николай Александрович Астров. 28 апреля исполняется 116 лет со дня рождения конструктора.

Танки, созданные в тяжелое время

Ощутимые боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы войны обусловили спешное конструирование более простых в изготовлении танков, которые требовали минимальных затрат времени и ресурсов.

Подбитый Т-34, 1941 год
Подбитый Т-34, 1941 год

В конце июля 1941 года Конструкторское бюро завода №37 под руководством Николая Астрова буквально за несколько недель спроектировало и изготовило первый опытный образец легкого танка, получившего наименование Т-60, который стали выпускать уже с сентября 1941 года.

Т-60
Т-60

В конце осени того же года этим коллективом был создан и лёгкий танк Т-70. Боевую машину стали выпускать с апреля 1942 года.

Т-70
Т-70

В условиях острой нехватки танков на советско-германском фронте главным достоинством Т-60 и Т-70 была простота конструкции. Она допускала их производство на автозаводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов, что существенно повышало возможность ремонта и технического обслуживания боевых машин в условиях фронта.

Т-60
Т-60

Танки Астрова в боях

В начальный период войны лёгкие советские танки Т-60 и Т-70 широко использовались во всех бронетанковых подразделениях РККА. Так, в отдельных танковых бригадах, формировавшихся в конце лета – начале осени 1941 года, насчитывалось больше половины танков модели Т-60. Боевое крещение танки этого типа получили в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, которая вела оборонительные бои на Украине.

Т-60 в ходе Битвы за Москву
Т-60 в ходе Битвы за Москву

Танки участвовали в обороне Москвы, сражениях за Сталинград, в Курской битве, а также прорывали блокаду Ленинграда.

Подвиг экипажа Т-60

12 января 1943 года, во время проведения операции по снятию блокады Ленинграда, которая получила название «Искра», одним из первых танковых соединений, начавших наступление по льду Невы, была 61-я танковая бригада. В её составе находилось 65 единиц Т-60.

-7

18 января танк командира роты 549-го отдельного танкового батальона лейтенанта Дмитрия Ивановича Осатюка и механика-водителя старшины Ивана Михайловича Макаренкова вступил в неравный бой с четырьмя немецкими средними танками Pz-III из состава 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Маневрируя, танк Осатюка заманил немецкие машины под огонь советской артиллерии. В итоге два вражеских танка оказались подбиты.

Экипажем танка было уничтожено большое количество вражеской пехоты, что позволило освободить Рабочий поселок №5 и прорвать блокаду Ленинграда. За этот бой Осатюк и Макаренков получили звания Героев Советского Союза.

Т-70 и дальнейшие модификации

-9

Танки Т-70 активно принимали участие в Прохоровском танковом сражении 12 июля 1943 года. Машины этого типа составляли до 50% участвовавших в бою танков. За свою высокую скорость, маневренные характеристики, а также их большое количество на поле боя немецкие танкисты прозвали их «саранчой».

Позже, когда начали выпускать всё больше средних и тяжёлых танков, лёгкие боевые машины конструкции Николая Астрова использовали в качестве основы для самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-76М.

Су-76М
Су-76М

Т-20 «Комсомолец» и самоходка на его базе

Кроме того, развитие артиллерийского вооружения в 1930-х годах шло по пути усиления огневой мощи орудий, повышения дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Конная тяга к тому времени уже не обеспечивала необходимую подвижность на марше и в бою новых артиллерийских систем. Нашей армии был необходим легкий, быстрый и малогабаритный гусеничный тягач.

Т-20 «Комсомолец»
Т-20 «Комсомолец»

Под руководством Николая Александровича такой тягач к концу 1936 года был сконструирован коллективом КБ №37. Он получил название Т-20 «Комсомолец».

В 1937 году начался его серийный выпуск на головном заводе в Москве, на Сталинградском тракторном и Горьковском автомобильном заводах.

Т-20 «Комсомолец»
Т-20 «Комсомолец»

Всего с 1937 по 1941 год предприятия изготовили 7780 «Комсомольцев».

Выпуск тягача «Комсомолец» был прекращен в июле 1941 года из-за необходимости наращивания производства легких танков Т-60.

Летом 1941 года на заводе №92 в Горьком по инициативе главного конструктора Василия Гавриловича Грабина на базе оставшихся тягачей Т-20 были созданы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Истребитель танков получил наименование «ЗИС-30». В июле установки прошли войсковые испытания и вскоре приняли участие в боевых действиях.

ЗИС-30, Битва за Москву
ЗИС-30, Битва за Москву

Во второй половине 1943 года Астров стал главным конструктором оборонного завода №40. С 1948 года предприятие стало именоваться Мытищинским машиностроительным заводом.

Послевоенные разработки

Коллектив предприятия под руководством Николая Александровича сконструировал первую отечественную легкую самоходную установку для Воздушно-десантных войск – АСУ-57, которая выпускалась с 1950 по 1962 год. Она поступала на вооружение дивизий и полков ВДВ, пока ей на смену не пришла более новая и совершенная АСУ-85, разработанная там же.

АСУ-57
АСУ-57

На заводе Николай Александрович трудился до 1985 года. Им была создана самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска», часть из которых и сегодня состоит на вооружении нашей армии.

ЗРК Тор
ЗРК Тор

В экспозиции нашего музея «Подвиг Народа» вы сможете узнать больше о деятельности советских ученых, работе заводов во время войны и в целом о вкладе тружеников тыла в Победу.

#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ПодвигНарода #НиколайАстров #Астров