Найти тему

Недобросовестная конкуренция на маркетплейсах

Попытки обойти конкурентов иногда принимают слишком жесткие обороты
Попытки обойти конкурентов иногда принимают слишком жесткие обороты

В прошлой статье мы обсуждали мошенничество на маркетплейсах, а сегодня мне бы хотелось поговорить с вами об еще одном неприятном явлении, которое тоже выбивает из колеи многих предпринимателей, не ожидающих подобных подлянок. А именно – о недобросовестной конкуренции.

Почему я вспомнил об этом, пока рассказывал о мошенниках? Все очень просто – методы очень и очень схожи, и в обоих случаях люди, проворачивающие подобные дела, пытаются припугнуть, вывести на эмоции, только цели различаются – мошенникам нужно, чтобы вы заплатили, а конкурентам – чтобы перестали продавать.

Самый известный способ недобросовестной конкурентной борьбы – это запрос сертификата, когда вам на email приходит письмо с просьбой предоставить сертификат на товар, который вы продаете. Причем не от маркетплейса, а от мнимого клиента, например. «Собираемся купить у вас товар, скиньте сертификат на продукцию». Или «Я представитель Wildberries, вам нужно предоставить мне сертификат», но при этом с левого адреса.

Не введитесь на подобные письма. Маркетплейсы запрашивают сертификаты, если вы торгуете товарами известного бренда, и делают они это всегда через свои официальные каналы, а не через «представителей».

Что нужно конкурентам в данном случае? Вариантов два: либо выманить у вас сертификат, чтобы потом торговать аналогичным товаром, а самому на сертификат не тратиться. Либо попытка припугнуть вас, ведь кто-то побежит покупать сертификат на товар, а кто-то решит просто скинуть товар и начать продавать что-нибудь другое.

Сравнительно недавно появился еще более изощренный способ делать пакости. Конкурент заходит на мониплейс и смотрит, сколько товара у вас осталось. Потом делает заказ на максимальное количество товара по остатку. А затем в течение буквально 10 минут отказывается от товара.

В итоге товар даже не покидает склад, но при этом маркетплейс начисляет полные суммы за логистику. Иногда – очень весомые, тут все зависит от количества товара, который «заказали». Кроме того, такие подлянки сильно снижают рейтинг карточки товара.

Еще один вариант – конкурент не отказывается от заказа сразу, а ждет, пока товар приедет на ПВЗ, а потом не выкупает его. И это, пожалуй, даже хуже, т.к. помимо затрат на логистику, пострадавший продавец тратит время, ведь у него на складе нет товара, он путешествует до пункта выдачи и обратно, а конкуренты в это время спокойно торгуют.

На этот вид мошенничества уже отреагировало руководство WB. Пока не совсем понятно, как будет решаться проблема, но, по крайней мере, они признали, что такие вещи действительно происходят, а значит какое-то решение рано или поздно будет предложено. Надеюсь, остальные маркетплейсы тоже не будут закрывать глаза на подобное.

Я вас от души прошу не заниматься такими вещами. Наживаться на чужих проблемах себе дороже. Тем более, что существует масса способов продавать товары, не вредя при этом своим же коллегам.