Найти в Дзене

Драгунские вазы и фарфоровый полк

Многие годы европейцы пытались разгадать «рецепт» фарфора. Гончары лезли из кожи вон, чтобы изготовить что-то похожее на порселен. Так в городе Фаэнца мастера подошли к разгадке невероятно близко и изготовили, как вы наверное уже догадались, фаянс. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Эта посуда не была столь тонкой и изящной, не просвечивала, а краски были более тусклые, чем на фарфоре. Желание обладать фарфором было столь сильным! В XVII веке Луи Потера смешал песок, мел, селитру, соду, квасцы, и, казалось бы, разгадал тайну фарфора – посуда была столь же тонка и изящна, как китайская, но вот беда: стоило поцарапать глазурь ножом, на посуде появляется борозда, а начнешь пить из такой красивой чашки – кусочки начинают осыпаться. Такой материал начали называть «мягким порселеном». Из такой посуды не ели и не пили. Ее ставили на полочку, чтобы любоват

Многие годы европейцы пытались разгадать «рецепт» фарфора. Гончары лезли из кожи вон, чтобы изготовить что-то похожее на порселен. Так в городе Фаэнца мастера подошли к разгадке невероятно близко и изготовили, как вы наверное уже догадались, фаянс. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Эта посуда не была столь тонкой и изящной, не просвечивала, а краски были более тусклые, чем на фарфоре.

Блюдо из Манисеса (XV век), испано-мавританская керамика, самый ранний вид европейского фаянса.
Блюдо из Манисеса (XV век), испано-мавританская керамика, самый ранний вид европейского фаянса.

Желание обладать фарфором было столь сильным! В XVII веке Луи Потера смешал песок, мел, селитру, соду, квасцы, и, казалось бы, разгадал тайну фарфора – посуда была столь же тонка и изящна, как китайская, но вот беда: стоило поцарапать глазурь ножом, на посуде появляется борозда, а начнешь пить из такой красивой чашки – кусочки начинают осыпаться. Такой материал начали называть «мягким порселеном». Из такой посуды не ели и не пили. Ее ставили на полочку, чтобы любоваться. Это был хоть и несовершенный, но уже настоящий фарфор.

Мастера, изготавливающие фаянс делали все более изысканную посуду, изделия из мануфактур городов Руана и Дельфта ценились очень дорого! Но выше всего ценился настоящий китайский фарфор.

Курфюрст Саксонии Фридрих Август I выторговал у короля Пруссии Фридриха Вильгельма I коллекцию китайского фарфора, предложив взамен полк из 600 драгун.

Драгунские вазы (Dragonervasen) — самые известные из монументальных экспонатов Дрезденского собрания фарфора.
Драгунские вазы (Dragonervasen) — самые известные из монументальных экспонатов Дрезденского собрания фарфора.

Фридрих Вильгельм I в наследство от своего отца, первого короля Пруссии Фридриха I, получил огромную коллекцию китайского фарфора. Некоторые вазы в этом собрании достигали человеческого роста, а общая стоимость была просто баснословной, не по карману даже многим, европейским монархам. На эту коллекцию с давних пор безуспешно зарился ближайший сосед Фридриха Вильгельма — курфюрст Саксонии Фридрих Август I (правил в 1694–1733), который одновременно являлся королем Польши под именем Августа II Сильного (правил в 1697–1733, с перерывом в 1704–1709 годах, когда его изгнал из страны Карл XII Шведский). Безрассудный расточитель, любитель пышных развлечений, балов, охоты и женщин. Август являл собой полную противоположность своему берлинскому соседу. Поэтому Фридриху Вильгельму из столицы Саксонии в 1717 году пришло неожиданное предложение. Август, зная, как мало ценит король Пруссии отцовскую коллекцию китайского фарфора, а также о его фанатичном пристрастии ко всему военному, предложил уступить ему собрание Фридриха I в обмен на драгунский полк полного состава.

Недолго думая, «король-солдат» уступил Августу, который радостно перетащил коллекцию ваз к себе в Дрезден (в народе они получили прозвище «драгунских»). В свою очередь Фридрих Вильгельм обзавелся новым полком, получившим порядковый номер 6, но более известным под прозвищем «фарфоровых драгун».

А уж насколько интересная судьба ждала фарфор на русской земле! Лучше увидеть самим! Приглашаем на премьеру мюзикла "Каприз императрицы" в Московский театр оперетты 10 и 11 июня!