#рецензия
Сложно писать про Пост Мортем, не раскрывая деталей сюжета. Хорошо бы ничего про него не говорить, кроме ПОЖАЛУЙСТА ПОСМОТРИТЕ ЭТО, но звучит неубедительно, да и впечатления от фильма остались слишком сильные, чтобы просто отмолчаться.
Можно было бы сказать, что Пост мортем - сильное антивоенное высказывание, и это безусловно было бы правдой, но слова эти выглядят блекло на фоне того фэнтэзи-эпика, который развернули перед зрителем Петер Бергенди и его талантливая команда.
Бергенди вообще персонаж интересный. Когда ему было 6 лет, дед подарил Петеру камеру, с которой тот уже не расставался. Несмотря на любовь к фотографии и кинематографу, высшее образование Петер получил вовсе не в области искусств, но психологии. Магистерскую диссертацию он защитил по психологии фильмов ужасов. Работал в Институте кино, был главредом венгерского German Cinema, 25 лет снимал рекламу.
Пост мортем - четвёртый его фильм. Говорят, что это чуть ли не первый венгерский хоррор за сто лет. Это, конечно, не совсем так, но правда в том, что при социализме в Венгрии ужасы были запрещённым жанром. Так что венгерские ужасы действительно явление редкое.
А ещё говорят, что Пост мортем стоил всего $2.6 млн - за такие деньги вообще сложно снять полнометражный фильм, что уж говорить про такой визуально богатый фэнтэзи-хоррор. Казалось бы минималистичными средствами авторы создают на экране незабываемое зрелище, а апокалиптический третий акт и вовсе заставляет вжаться в кресло, не отпуская горло зрителя до самого финала.
Пост мортем - фильм по настоящему страшный. Жутко становится почти с самого начала, в кадре много несвежих подмороженных трупов, которые словно и после смерти продолжают страдать. Ближе к концу перехватывает дыхание, а в горло пробирается предательский ком, который ещё нескоро удастся проглотить. При этом тон повествования скорее сказочный, фольклорный.
Вместе с тем Бергенди как психолог основательно подходит к исследованию вопросов посттравматического синдрома и чувства утраты. Война оставила незаживающие раны не только на телах выживших на фронте, но и в душах оставшихся в тылу.
Один из главных мотивов фильма - перерождение. Целая деревня не может похоронить своих мертвецов, требуется сильнейшее потрясение, чтобы они смогли отпустить полное боли прошлое и начать наконец жить.
Удивительно созвучным показалась мне главная тема Пост мортем другому не столь заметному, но не менее яркому событию года - мультфильму Леонида Шмелькова Лола живая картошка. Там маленькой героине предстоит похоронить давно уже мертвого дедушку, простившись с дачей, на которой проводила с ним время, простившись со своими воспоминаниями о нём. Только тогда можно будет переродиться и начать жить, оставив прошлое в прошлом.
Ну вот, не получилось совсем ничего не сказать про сюжет. Но спойлеров вроде удалось избежать. Смотреть Пост мортем в любом случае будет интересно, это я обещаю. Что-что, а увлекательно рассказывать истории Бергенди умеет. Фильм стартовал в широком прокате сегодня. Сходите посмотрите его, если нервы крепкие. Такой фильм точно надо смотреть в темноте кинозала и на большущем экране.