Ну что, когда-то давно моя любовь к фильмам по комиксам началась именно с этой франшизы. И, как ни странно, не только у меня. Ведь во многом именно благодаря феноменальному успеху фильма «Бэтмен» от легендарного Тима Бёртона студии решили обратить свои деньги в эту сторону и сквозь череду взлётов и падений, как это и положено в хорошем сценарии, фильмы по комиксам заняли лидирующие места в кинопрокатах и начали выдвигаться на всевозможные престижные премии, ранее им не доступные.
Да, успех первого фильма Бёртона был ошеломляющ и не только принёс братьям Уорнерам в сто раз больше денег, чем на него было потрачено, но и заложил основу мрачного визуального стиля фильмов по комиксам DC на долгие годы вперёд. Второй фильм был менее успешен — всего лишь в четыре раза больше, но как ни странно, мне он нравится даже больше, чем первый. В первую очередь из-за Дени де Вито в роли Пингвина.
Вообще, нео-готическая атмосфера с примесью нуара и гротеска — это было удивительно и необычно. Особенно, с учётом того, что на дворе был 1989 год. Да, фильм был во многом экспериментальным. Даже выбор на главную роль известного комедийного актёра Майкла Китона был довольно рискованным шагом для Голливуда. Хотя, то, что подобный фильм доверили режиссёру, за плечами которого было ровно два комедийных фильма, показывает насколько студия верила в успех кинокомикса.
Неожиданно, комиксы из развлечения для подростков превратились в серьёзные и во многом психологические ленты. Но, судя по всему, подросткам и их родителям не особо понравился такой поворот, поэтому на следующей ленте Бёртона сменил Джоэль Шумахер. Бюджет фильма разросся, сам фильм превратился в какой-то калейдоскоп событий. Мрачность и нуар отступили, оставляя зрителям набор звёзд первой величины и нелепый сюжет, больше похожий на попытку впихнуть невпихуемое и тем самым поразить неокрепшие умы.
Попытка оказалась не особо успешной и фильм собрал лишь в три раза больше своего бюджета. Что не остановило боссов Уорнеров. И новый фильм, казалось, вбил гвоздь в крышку гроба франшизы и сильно пошатнул уверенность крупных киноделов в комиксы, так как практически с трудом отбил затраты на него. Фильмом этим стал «Бэтмен и Робин» и именно там появились знаменитые соски на костюме Бэтмена и Арнольд Шварценеггер в тапочках-зайчиках. В жизни призрака Готэм-Сити наступила чёрная полоса. И он ушёл.
Чтобы спустя восемь лет вернуться, но уже в трилогии Кристофера Нолана. В которой произошёл серьёзный пересмотр концепции. Уорнеры решили перестать заигрывать с подростками и вернуться к мрачному нео-нуару с уклоном в реализм. И это сработало.
Правда, «Бэтмен. Начало» мягко говоря меня разочаровал. Да и не одного меня, если он так же как и предыдущий с трудом собрал лишь вдвое больше, чем потраченный бюджет. И лично мне очень не понятно каким же образом студия пошла не только на продолжение, но и на увеличение бюджета.
И риск оправдал себя, ибо уже следующая лента принесла студии больше миллиарда долларов и приличное количество престижных наград. И мне этот фильм показался гораздо лучше, чем предыдущий. Да-да, разумеется к каждому из них я могу придраться, особенно в том, что касается сценария. Но игра того же Хита Леджера была вне конкуренции и концепция Джокера тоже. За одно только это я готов простить отсутствие логики и шероховатости сюжетных линий и арок персонажей. В конце концов это фильм по комиксам, не забываем об этом. Да и плюс Нолан. Прям скажем, не самый лучший, но, пожалуй, один из самых распиаренных режиссёров.
Про завершение этой трилогии, если честно, не могу ничего сказать, кроме того, что тут у Нолана уже был карт-бланш и фильм также принёс более миллиарда долларов своим создателям.
После такого успеха, а также параллельно выстраиваемой киновселенной от главного конкурента DC — Марвел, произошла очередная смена концепции. Разумеется, вместе с очередной сменой исполнителя главной роли. Начался очередной чёрный период в жизни франшизы.
Первый же фильм носил громкое название и обещал просто запредельный накал страстей и зрелище — «Бэтмен против Супермена», — но вышел очень беспомощный фильм с огромными дырами в сценарии, но с новым визуальным стилем. Который совместил гламур и мрачность. Хотя, чего ещё было ждать от Зака Снайдера, снявшего до этого ещё один комикс от DC, известный у нас как «Хранители»? И хотя фильм не дотянул до миллиарда, создание киновселенной началось!
И как ни странно, но в следующий раз Бэтмен появится уже в не менее беспомощном «Отряде самоубийц» Дэвида Эйера. Пусть и эпизодически, но в рамках всё той же, упомянутой выше киновселенной.
А дальше у нас должна была пуститься во все тяжкие «Лига справедливости». Но дальше первого фильма дело не пошло. Ну, точнее, вышли ещё парочка фильмов за Чудо-Женщину и целый фильм про Аквамена, но непосредственно второй части «Лиги» не случилось. Ей должен был стать рассматриваемый сегодня фильм.
Формально следующим фильмом стал «Джокер». Но лента Тодда Филлипса был слишком другой. Совсем не в рамках создаваемой киновселенной как визуально, так и смыслово. Да, Бэтмен там есть, но там он ещё слишком мал. Кстати, это очень приличное и добротно сделанное кино. Если не видели, то обязательно посмотрите.
Настал новый год и в очередной раз сменился исполнитель главной роли. И, разумеется, концепция.
Откровенно говоря, я очень удивился, когда узнал кого выбрали на главную роль. И прямо скажем вообще не ждал ничего хорошего ни от фильма вообще, ни от Паттисона в частности. Как мне казалось, человек, снявший два совершенно невзрачных, но вполне собравших кассу фильмов про войну на планете обезьян, вряд ли сможет сделать что-либо вменяемое с франшизой. Однако, после просмотра новой ленты про тёмного рыцаря, вынужден признать, что Мэтт Ривз смог.
Фильм вернулся к нео-нуару. Глянцевость и аттракцион эффектов уступили место психологичности и детективу.
Кстати, не знаю почему, но именно графика в этом фильме оставляет неприятное послевкусие. Как будто ложку дёгтя подмешали в бочку с мёдом. Но, слава Богу, откровенно провальная с точки зрения визуального исполнения сцена всего одна. Правда, она достаточно важна и находится в последней трети фильма. Поэтому за спецэффекты ставим жирнющий минус. И это при бюджете фильма за сто миллионов долларов в современном мире развитой компьютерной графики!
Для фанатов самого комикса сразу надо сказать, что фильм не является прямой экранизацией какого-либо из них. Он, как и положено пост-модернистскому произведению, компилирует множество из них. Тут мы впервые узнаем несколько иную историю родителей Брюса Уэйна. Да что уж, тут мы впервые увидим вообще другого Бэтмена.
Не знаю по какой причине, но явно режиссёр хотел, чтобы главный герой был похож на Курта Кобейна в представлении самого режиссёра. Бэтмен тут не всезнающий и всемогущий. Он затворник, напрочь лишённый светского лоска предыдущих частей франшизы. Его богатство никак не демонстрируется в фильме, если не считать демонстрацией несусветного богатство то, что он ездит на Корвете 70ых годов.
Да, он обычный человек. Сжираемый призраками прошлого, теряющийся от неожиданных фактов, открывающих совсем иную картину миру, нежели ту, к которой он привык. Он не настолько умён, чтобы сразу разгадать план Загадочника. Прямо скажем, даже в конце не совсем понятно смог ли он полноценно победить.
В целом, концепция Бэтмена и само настроение фильма здесь больше похожа по атмосфере на легендарную серию компьютерных игр Batman: Arkham. Но и фанаты старых лент не останутся в обиде. В фильме достаточно отсылок и к предыдущим знаковым частям франшизы. Даже вернулся бэтмобиль с авиационным двигателем. Правда, сейчас он больше похож на то, что какой-то Кулибин в соседнем гаражном кооперативе приколхозил на старую Волгу двигатель от истребителя, но мы же помним, что у нас вновь поворот к реализму?
Есть в фильме и множество мелких деталей, например, когда один и тот же полицейский готов встать перед Бэтменом, но заискивает перед Брюсом Уэйном. В целом, боюсь, что рассказывать про картину и не спойлерить у меня не очень получится, поэтому рекомендую просто посмотреть это произведение.
Лично мне жаль только Пингвина, который теперь более реален, но менее колоритен, чем упомянутый выше Денни де Вито.
Да, только не забывайте, что вы смотрите кинокомикс. Поэтому некоторая доля условности у нас, разумеется, присутствует. Ну и ещё местами авторы забыли объяснить некоторые вещи. Но всё это абсолютно не важно, когда погружаетесь в мрачную нуарную атмосферу прогнившего насквозь Готэм-Сити, где не всегда понятно кто настоящий герой и что хочет злодей. Где охотник становится жертвой, а возмездие может настигнуть несущего возмездие.
Ну и вишенкой на торте, а точнее как задел на продолжение, в фильме, разумеется, будет и Джокер. Итак, друзья, приятного просмотра!
#братствокино #рецензии #смотреть