Найти тему
Ординаторская

В Центре Мешалкина провели сложнейшую операцию 21-летней пациентке

Фото "А.В. Богачев-Прокофьев" предоставлено НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина
Фото "А.В. Богачев-Прокофьев" предоставлено НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина

Кардиохирурги Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина (Новосибирск) провели пациентке технически сложную операцию по замене пораженного аортального клапана собственным клапаном легочной артерии через мини-доступ размером 6 см. Операция стала первой в отечественной медицинской практике. В мире известно всего о двух подобных случаях хирургического вмешательства.

В норме аортальный клапан имеет три створки, которые обеспечивают одностороннее движение крови из сердца в аорту. У пациентки наблюдалась редкая врожденная аномалия сердца – одностворчатый аортальный клапан. Порок не вызывал симптоматических проявлений до зрелого возраста. Однако со временем нарастающий стеноз аортального клапана привел к необходимости операции. При выраженном сужении клапанного отверстия у больных появляются одышка, головокружения, обмороки, отеки нижних конечностей. Пациенты плохо переносят нагрузку, их мучают приступы удушья.

«Пациентке было показано протезирование пораженного аортального клапана сердца. Однако механические и биологические протезы, к сожалению, не могут приблизиться к функциональным и физиологическим параметрам, которые соответствуют норме. Имплантация механического протеза повлияла бы на качество жизни девушки: она была бы ограничена в физической активности, нуждалась в пожизненной антикоагулянтной терапии. Учитывая молодой возраст пациентки и планирование в дальнейшем беременности и вынашивания ребенка, мы решили выполнить процедуру Росса», – комментирует директор института патологии кровообращения НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина Александр Владимирович Богачев-Прокофьев.
Фото "Операционная" предоставлено НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина
Фото "Операционная" предоставлено НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина

Процедура Росса заключается в замене пораженного аортального клапана идентичным по строению и физиологии собственным клапаном легочной артерии пациента (аутографтом). Аутографт обладает хорошими гемодинамическими характеристиками, функционирует в течение длительного времени, устойчив к инфекции, лишен риска тромбоэмболических осложнений. Пациент после операции не нуждается в антикоагулянтной терапии и может вернуться к полноценной жизни.

«В ходе вмешательства мы забрали собственный легочный клапан пациентки, погрузив его в синтетический сосудистый протез для профилактики расширения корня аорты, и имплантировали на место пораженного аортального клапана сердца. В позицию забранного легочного клапана имплантировали гомографт (специально обработанный имплант, забранный у донора). Весь объем вмешательства выполнили через мини-доступ в 6 см, что стало щадящей альтернативой стандартному срединному доступу, заключающемуся в рассечении грудины от 18 до 20 см», – поясняет специалист.

Несмотря на то, что процедура Росса является эффективным методом лечения аортальных пороков сердца, она не получила широкого распространения в кардиохирургической среде. Это связано с высокой сложностью операции и узким спектром показаний. Выполнить данное вмешательство с использованием небольшого хирургического доступа позволили накопленный специалистами Центра Мешалкина опыт выполнения процедуры Росса (более 1500 вмешательств) и опыт реконструктивных вмешательств на корне аорты с использованием мини-инвазивного доступа.

Источник: Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е. Н. Мешалкина