Найти тему
Александр Дедушка

Чем следует питать душу и как «сервировать стол»?

Оглавление
Сервировка
Сервировка

Человек состоит из души и тела.

То, что тело нужно питать, ни у кого сомнения не вызывает. А вот аналогичная необходимость по отношению к душе как-то не так очевидна.

Скажут, душа бессмертна, и потому не нуждается в пище.

Но как качество телесной жизни может напрямую зависеть от качества питания, так и качество жизни бессмертной души тоже.

Ведь и бессмертие можно проводить в жалком душевном состоянии.

Собственно, о необходимости питания души есть прямое указание Спасителя:

«…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Мф. 4. 4.

Адам и Ева в раю как раз и нуждались не столько в телесной пище, сколько в пище для души и, общаясь непосредственно с Богом, удовлетворяли эту потребность.

После грехопадения бессмертные человеческие души еще более нуждаются в душевной пище.

И возникшая острая потребность в телесной пище должна была еще более подчеркивать необходимость и в пище для души.

Что это за пища – мы уже получили ответ из уст Спасителя.

Пища для души – это Слово Божие.

Адам и Ева получали его непосредственно из уст Божиих. Для нас оно зафиксировано в Библии.

Проводя аналогию с обычным процессом питания, можно сказать, что Адам и Ева питались «живой пищей» Божественного глагола, в Библии заключается «консервированное» питание Словом Божиим.

В виду человеческого грехопадения и удаления Бога от прямого контакта с человеком мы с вами переведены на такое «консервированное питание».

В чем его сложность – в том, из всего его богатства и разнообразия каждому человеку приходится затратить немало труда, чтобы понять, что непосредственно относится к его жизни.

Адам и Ева получали непосредственные инструкции от Бога.

Нам же перед «принятием пищи» нужно еще молиться, чтобы Слово Божие открывалось для нас и усваивалось нами в той мере, в какой нам это необходимо.

Как же питаться Словом Божиим оптимально, чтобы оно не «проскакивало» мимо и не было для нас бесполезным или даже вредным (а такие варианты тоже возможны)?

Это лучше всего рассмотреть на примере святых людей.

Они как раз и питались Словом Божиим правильно – и оставили нам указания о правильной, говоря образным языком, «сервировке стола».

Вот что об этом говорил наш великий святой Серафим Саровский.

«Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».

Итак, из всего богатейшего разнообразия божественного «меню» Слова Божия, нам нужно подавать непосредственно на стол – Новый Завет и Псалтирь.

Это понятно.

Новый Завет имеет к нам непосредственное отношение, ибо содержит глаголы Самого Спасителя, обращенные к современным поколениям верующих.

А из всего разнообразия Ветхого Завета наиболее «питательным» для нас является Псалтырь, как самая «индивидуализированная» книга Ветхого Завета.

В ее псалмах каждый найдет созвучие собственной душе и, пронизанная покаянным духом, она лучше всего будет усваиваться нашими душами, излечивая их от «ожирения» гордыней.

Кстати, обратили внимание, как батюшка Серафим советует читать эти книги – стоя.

Это будет подчеркивать наше уважение к Слову Божию и способствовать лучшему его усвоению.

Еще одно важное условие потребления Божественного Писания упоминает батюшка Серафим:

«Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум чтущего углублен был в истины Священного Писания и принимал от себя в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова».

Итак – необходимо уединение.

Не будем забывать, что Священное Писание – это «консервированная пища», поэтому и необходима для ее усвоения максимальная неразвлеченность.

Нужно создавать максимальную концентрацию – только так эта «Пища» будет перевариваться.

И обратите внимание на феномены этого «переваривания» - теплота, слезы, услаждение…

Хорошее усвоение физической пищи тоже сигнализируется телом.
Нами начинает чувствоваться спокойное чувство сытости и удовлетворения.

Оказывается и душа способна подавать сигналы о правильном усвоении Слова Божия.

И можно сделать предположение, что, если этих «сигналов» нет, мы питаемся им неправильно.

Есть еще один очень важный сигнал, который говорит о правильном усвоении Слова Божия.

Возникающий и чувствуемый при чтении и после него – мир душевный.

В полном соответствии с высказываем Псалмопевца:

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» Пс. 118.165.

Батюшка Серафим так перефразирует эти слова:

«Более же всего оное (чтение Писания) делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника, мир много любящим закон Твой, Господи».

Итак, возникающий в душе при чтении и переживаемый после чтения, мир есть важный признак правильного потребления Слова Божия.

И еще одну пищу предлагает нам батюшка Серафим:

«Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время…»

Это в пику всем протестантам и протестанствующим течениям в христианстве, которые – раз! - и отбросили две тысячи лет жизни Святого Духа в рамках Церкви.

И в результате остались на своем «обеденном столе» для своих душ только с «Консервами» Святого Писания.

А то, о чем говорит батюшка Серафим, можно сравнить со «свежей пищей» - зеленью, салатами, приправами, обогащенными «витаминами» Святого Духа.

Отказываться от такой пищи – это значит не только значительно обеднить свой рацион, но и поставить под угрозу процесс правильного переваривания Слова Божьего как такового.

Мало того – есть еще угроза наглотаться разного рода «камней», а то и прямой «отравы», которую вместе со Словом Божиим пытаются подсунуть новоявленные учителя, посчитавшие, что они лучше понимают Слово Божие, чем явленные в Церкви святые люди за две тысячи лет ее существования.

В общем, не все так просто.

К принятию физической пищи тоже нужно подходить с разумением, если ты хочешь сохранить свое здоровье.

Не менее серьезно нужно относиться и к питанию Словом Божиим.

И «сервировка» этого процесса еще более важна.