Читать сложно.
Даже мы взрослые немного отвыкли от этого процесса. Теперь привычным стало пробежать глазами по заголовкам новостей, зацепить смешные подписи под фотографиями друзей. А серьёзная литература, как говорили когда-то в Одессе, это "две большие разницы". Да что там, даже в 5 и 6 классе читать произведения из школьного учебника сложно.
"За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у неё, а в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня..."
"На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим, молодой горбатый мужик, <... >, оба в рубахах и портах. Оба посипели от холода".
Два фрагмента взяты мной с первой страницы каждого произведения, буквально первый или второй абзацы. Распутин и Чехов, не самый сложный слог и материал, а детям уже ничего непонятно. Сажень, посипели, полуторка и колхоз, слышали бы вы, что угадывают дети за этими словами.
Например, полуторка – машина, в которую два человека не поместятся.
– А сколько влезет, – спрашиваю с любопытством. – Ну, один, там, или полтора.
Полтора землекопа в стране невыученных уроков, помните таких? Оказывается, они существуют, только современные дети книгу такую не читали и даже мультфильм не смотрели.
А если Пушкин?
А если Пушкин?А если Пушкин?А если Пушкин?А если Пушкин?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко,
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
Первые строки "Медного всадника".
Красивые, великие. У меня мурашки по коже. Последний раз я оценила их величие в постановке любимого РАМТа "Последние дни". Сильный спектакль, сложный, говорят, сняли его.
Стоит ли говорить, что не каждый взрослый сразу вспомнит, что чухонцами называли финнов и эстонцев до революции. Прилагательное мшистые и топкие –покрытый мхом и вязкий, болотистый. Чёлн или челнок – небольшая лодка. Кстати есть красивая песня Шуберта "Баркарола". Помню пели в хоре:
Словно как лебедь, по влаге прозрачной,
тихо касаясь, плывёт на челнок.
О, как на сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог.
Это я все к чему? Детям, правда, сложно. Сложно продираться сквозь лес непонятных слов, из-за которых невозможно понять красоту описания и наслаждаться книгой. Я даже не говорю медлительность автора, про неторопливую завязку, а то и вовсе отсутствие интриги. Современным детям надо быстрее, острее, но главное проще. Лучше короткие предложения и никакой двусмысленности. Пошёл, увидел, победил. Так.
– Понятно, – говорю я после очередной работы со словариком по произведению. – А можешь сам назвать книгу, любую, которая тебе понравилась. Уточню, вопрос задан шестикласснику.
– Да, – отвечает, думает недолго, – "Синяя борода".
– Сказка "Синяя борода" Шарля Перро? – бормочу я рассеянно, уж очень сложно после классики прыгать туда.
– Не знаю, кто там написал, ну короче, мужик, он, это, он убивал своих жён. Знаете?
– Да, да, конечно...
– Вот её и надо читать и разбирать!
Сейчас вообще напишу страшное.
Как-то я в сети натолкнулась на семинар саентологов. Онлайн. Там рекламировали сеть школ, которые предлагали обучение по их программам. Приятная женщина долго и обстоятельно рассказывала, как у них всё организовано, как здорово ребята учатся, много успевают. В определённый момент она предложила учителям в зале тест. Сначала изобразить дом, потом дерево, потом ещё что-то, наконец нарисовать дэл. Так и сказала дэл. Ровным и спокойным голосом.
Все всполошились, начали оглядываться друг на друга, занервничали. Вот так и у детей, объяснила она слушателям позже. Dell это не только название фирмы, производящей компьютеры, но и просто слово на английском, обозначающее лощину. Нарисовать можно было бы овраг, пологую линию, но только никто этого не понял. А стресс испытали все. Короче, не должно быть тайн при обучении, все мелкие кирпичики хорошо бы знать заранее.
Вывод один, если хотим изучать эти произведения, мы должны создать подходящую среду. Сноски под каждым словом, объяснения, понятные примеры, чередование классики с популярными книгами. И пусть пятистраничный рассказ растянется на 10 страниц, не беда. Главное, его прочитают, поймут, а может, даже получат удовольствие и захотят перейти к следующим произведениям этого автора или книгам приглянувшегося издательства. Да, время изменилось, люди изменились, но наше великое литературное наследие не должно пройти мимо юных душ.