В Пророках израильские лидеры, такие как Иисус Навин, Саул, Давид и Ахав, используют гадания, чтобы принимать решения, как это делали их древние ближневосточные коллеги. Библия обходит стороной гадательный характер этих объектов и практик и вместо этого подчеркивает их ритуальный и религиозный характер.
Описание облачения первосвященника включает в себя два таинственных элемента: Урим и Туммим и ефод (украшенная драгоценностями священническая туника).
Урим и Туммим
Исход описывает Урим и Туммим как предметы, которые Аарон должен носить в своем нагруднике:
שמות כח: ל וְנָתַתָּ אֶל חֹשֶׁן הַמִּשְׁפָּט אֶת הָאוּרִים וְאֶת הַתֻּמִּים וְהָיוּ עַל לֵב אַהֲרֹן בְּבֹאוֹ לִפְנֵי יְ-הוָה וְנָשָׂא אַהֲרֹן אֶת מִשְׁפַּט בְּנֵי יִשְׂרָאֵל עַל לִבּוֹ לִפְנֵי יְ-הוָה תָּמִיד
Исх 28:30 Также положите Урим и Туммим на наперсник суда ( мишпат ), чтобы они были над сердцем Аарона, когда бы он ни входил в присутствие ЯХВЕ. Таким образом, Аарон всегда будет нести суд ( мишпат ) израильтян над своим сердцем перед ЯХВЕ.
Текст здесь относится к Аарону, носившему нагрудник «суда» (мишпат) с Урим и Туммим внутри над его сердцем и «всегда несущему суд перед Богом». Другими словами, они являются частью его священнических облачений и не выполняют никакой активной функции.
Урим и Туммим в Книге Чисел
Описание Урим и Туммим здесь контрастирует с описанием в Числах 27, согласно которому Элазар должен получить «суд» ( мишпат ), т. е. решение, от Бога через Урим, и сообщить решение Иисусу Навину:
במדבר כז כז: כא וְלִפְנֵי אֶלְעָזָר הַכֹּהֵן יַעֲמֹד וְשָׁאַל לוֹ בְּמִשְׁפַּט הָאוּרִים לִפְנֵי יְ-הוָה…
Чис 27:21 Он (Иисус Навин) должен стоять перед священником Элазаром, который получит решения ( мишпат ) для него, вопрошая урим перед ЯХВЕ…
Из этого или из любого другого отрывка Библии неясно, как именно функционировал Урим и Туммим, и ученые предложили некоторые варианты, основанные на других библейских отрывках.
Саул использует Урим и Туммим
Классический пример взят из истории о попытке Саула понять, почему его войска потерпели поражение в бою. Текст Септуагинты читается следующим образом (1 Царств 14:41; иврит в скобках является обратным переводом с греческого):
ויאמר שאול אל י-הוה אלהי ישראל [למה לא ענית את עבדך היום. אם יש בי או ביונתן בני העון הזה, אלהי ישראל, הבה אורים. ואם ישנו העון הזה בעמך ישראל] הבה תמים.
Саул сказал ЯХВЕ: «Боже Израилев, [почему ты не ответил сегодня рабу Твоему? Если вина на мне или на Ионафане, сыне моем, о Боже Израиля, дай урим , и если вина на твоем народе Израиле,] дай тамим [туммим] ».
Этот отрывок предполагает, что Урим и Туммим были формой жребия для выбора между двумя вариантами.
Ефод
Ефод , описанный в Исходе, представляет собой драгоценную тунику, которую носил первосвященник, к которой прикреплены два камня, на которых были вырезаны имена израильских племен:
שמות כח: ב וְשַׂמְתָּ אֶת שְׁתֵּי הָאֲבָנִים עַל כִּתְפֹת הָאֵפֹד אַבְנֵי זִכָּרֹן לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל וְנָשָׂא אַהֲרֹן אֶת שְׁמוֹתָם לִפְנֵי יְהוָה עַל שְׁתֵּי כְתֵפָיו לְזִכָּרֹן.
Исх 28:12 прикрепи два камня к нарамникам ефода , как камни в память о народе израильском, имена которых Аарон будет носить на двух нарамниках своих в память пред ЯХВЕ.
Утверждение, что камни ефода должны быть «на память», подразумевает пассивную функцию. Напротив, несколько текстов, не относящихся к Пятикнижию, предполагают, что ефод был инструментом для гадания.
Давид сверяется с ефодом
Например, у священника Авиафара, который служил Давиду до того, как он стал царем, был ефод, который Давид использовал для получения ответов на вопросы (1 Цар. 23:9-12):
שמואל א כג: ט וַיֵּדַע דָּוִד כִּי עָלָיו שָׁאוּל מַחֲרִישׁ הָרָעָה וַיֹּאמֶר אֶל אֶבְיָתָר הַכֹּהֵן הַגִּישָׁה הָאֵפוֹד.
1Цар 23:9 Когда Давид узнал, что Саул собирается причинить ему вред, он велел священнику Авиафару принести ефод .
כג: י וַיֹּאמֶר דָּוִד יְ-הוָה אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל שָׁמֹעַ שָׁמַע עַבְדְּךָ כִּי מְבַקֵּשׁ שָׁאוּל לָבוֹא אֶל קְעִילָה לְשַׁחֵת לָעִיר בַּעֲבוּרִי. כג:יאהֲיַסְגִּרֻנִי בַעֲלֵי קְעִילָה בְיָדוֹ הֲיֵרֵד שָׁאוּל כַּאֲשֶׁר שָׁמַע עַבְדֶּךָ יְ-הוָה אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל הַגֶּד נָא לְעַבְדֶּךָ וַיֹּאמֶר יְ-הוָה יֵרֵד.
23:10 И сказал Давид: Господи, Боже Израилев, раб Твой слышал, что Саул хочет прийти в Кеилу и разрушить город из-за меня. 23:11 Предадут ли меня жители Кеиля в его руки? Придет ли Саул, как слышал слуга твой? О ЯХВЕ, Боже Израиля, скажи рабу Твоему!» И ЯХВЕ сказал: «Придет».
Давид просит Авиафара использовать ефод, чтобы ответить «да - нет» на очень практический военный вопрос: нападет ли царь Саул на Кеилу, чтобы добраться до Давида? Получив подтверждение, что это произойдет, Дэвид задает еще один вопрос «да-нет», на который получает ответ:
כג: יב וַיֹּאמֶר דָּוִד הֲיַסְגִּרוּ בַּעֲלֵי קְעִילָה אֹתִי וְאֶת אֲנָשַׁי בְּיַד שָׁאוּל וַיֹּאמֶר יְ-הוָה יַסְגִּירוּ.
23:12 Давид продолжал: «Передадут ли жители Кеиля меня и моих людей в руки Саула?» И ЯХВЕ ответил: «Предадут».
В результате Давид покидает Кеилу со своими людьми. Опять же, эти вопросы не являются «судом» (мишпат) в смысле закона, а являются практическими военными вопросами.
Гадание и цари Древнего Ближнего Востока
Вопросы Давида к ефоду типичны для древнего ближневосточного гадания. Древние ближневосточные цари, в том числе цари Израиля и Иудеи, сталкивались с проблемами, подобными современным правительствам; прежде всего перед ними встал вечный вопрос войны или мира.
Принимая решение, идти на войну или нет, древние ближневосточные цари иногда использовали высококвалифицированных прорицателей, которые могли интерпретировать природные явления, которые, по их мнению, раскрывали божественное повеление, такие как:
- Астрологи, интерпретирующие движения небесных тел,
- Гаруспики, интерпретирующие анатомию печени жертвенных животных,
- Толкователи снов,
- Авгуры, которые наблюдали за полетом птиц,
Это всего лишь несколько примеров множества специалистов, обученных искусству чтения и интерпретации знаков. Если бы предзнаменования были благоприятными, цари могли бы выбрать войну; если неблагоприятными, они могли начать кампанию позже или вообще избежать ее. Практика некоторых израильских царей советоваться со священниками, у которых были такие предметы, как Урим и Туммим или ефод , является разновидностью такого рода гадательных консультаций.
Ритуализация предметов для гадания
Почему гадательная цель урим и туммим и ефода скрыта в описании облачения первосвященника в Исходе? Можно предположить, что автору-священнику не нравилась гадательная цель этих предметов, но вместо того, чтобы удалить их из текста и отрицать их существование, он превратил их в ритуальные предметы.
Этот дискомфорт вряд ли удивителен, поскольку ряд библейских текстов запрещает гадание как идолопоклонническую практику, включая Левит 19:26:
לֹא תְנַחֲשׁוּ וְלֹא תְעוֹנֵנוּ.
Вы не должны заниматься гаданием или прорицанием.
Неизраильский пророк Валаам включает в свою похвалу израильтянам отсутствие гадания:
במדבר כג: כג כִּי לֹא נַחַשׁ בְּיַעֲקֹב וְלֹא קֶסֶם בְּיִשְׂרָאֵל ֵאָמֵר יֵאָמֵר לְיַעֲקֹב וּלְיִשְׂרָאֵל מַה פָּעַל אֵל.
Чис 23:23 Вот, у Иакова нет прорицания, у Израиля нет предсказания. Иакову сразу же сообщают, да и Израилю, что задумал Бог.
Превращение Урим и Туммим и ефода в пассивные ритуальные предметы демонстрирует, что жрец, автор глав Книги Левит, разделял это отвращение к гаданию.
Пророчество как предсказание
Подобно Урим и Туммим и ефоду , пророчество также было формой гадания, и цари советовались с пророками по тем же причинам. Об этом прямо говорится в истории о царе Сауле, где накануне того, что должно было стать его последней битвой с филистимлянами, Саул хочет знать, сможет ли он победить:
שמואל א כח: ו וַיִּשְׁאַל שָׁאוּל בַּי-הוָה וְלֹא עָנָהוּ יְ-הוָה גַּם בַּחֲלֹמוֹת גַּם בָּאוּרִים גַּם בַּנְּבִיאִם.
1Цар 28:6 И вопросил Саул ЯХВЕ, но ЯХВЕ не отвечал ему ни во сне, ни через урим , ни через пророков.
В ответ на молчание ЯХВЕ Саул идет к женщине-некромантке (בעלת אוב) Аэндора, чтобы выяснить это. Это прямо ставит пророчество в один ряд со снами, Урим и Туммим и некромантией! На самом деле пророческие оракулы действуют в этом отношении не иначе, чем предзнаменования. Пророк или прорицатель предупреждал своего клиента, обычно царя, и тогда царь мог действовать соответственно.
Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. Цари Израиля, Иуды и Эдома советуются с Елисеем
В Книге Царств Иорам, царь Израиля, ведет Иосафата, царя Иудеи, и неназванного царя Эдома в нападение на Моав (4 Царств 3). Поскольку в военном лагере заканчивается вода, Иорам жалуется, что ЯХВЕ вывел их на войну только для того, чтобы отдать в руки Моава. В этот момент Иосафат, царь Иудейский, говорит:
מלכים ב ג: יא וַיֹּאמֶר יְהוֹשָׁפָט הַאֵין פֹּה נָבִיא לַי-הוָה וְנִדְרְשָׁה אֶת יְ-הוָה מֵאוֹתוֹ וַיַּעַן אֶחָד מֵעַבְדֵי מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל וַיֹּאמֶר פֹּה אֱלִישָׁע בֶּן שָׁפָט אֲשֶׁר יָצַק מַיִם עַל יְדֵי אֵלִיָּהוּ.ג:יב וַיֹּאמֶר יְהוֹשָׁפָט יֵשׁ אוֹתוֹ דְּבַר יְ-הוָה וַיֵּרְדוּ אֵלָיו מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל וִיהוֹשָׁפָט וּמֶלֶךְ אֱדוֹם.
4 Kings 3:11 Но Иосафат сказал: нет ли здесь пророка Господня, через которого нам вопросить Господа? Один из придворных царя Израильского заговорил и сказал: «Елисей, сын Шафата, который возлил воду на руки Илии, здесь». 3:12 «Слово ЯХВЕ с ним», — сказал Иосафат. И сошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Эдомский.
После краткого обмена мнениями Елисей соглашается посоветоваться с ЯХВЕ:
מלכים ב ג: טו וְעַתָּה קְחוּ לִי מְנַגֵּן וְהָיָה כְּנַגֵּן הַמְנַגֵּן וַתְּהִי עָלָיו יַד יְ-הוָה. ג:טזוַיֹּאמֶר כֹּה אָמַר יְ-הוָה עָשֹׂה הַנַּחַל הַזֶּה גֵּבִים גֵּבִים.
2 Царств 3:15 «Ну, так найди мне музыканта». Когда музыкант заиграл, рука ЯХВЕ была на нем, и он сказал: «Так сказал ЯХВЕ: эта вади будет полно озер».
Само пророчество кажется загадкой, но Елисей продолжает интерпретировать образ:
מלכים ב ג: יו כִּי כֹה אָמַר יְהוָה לֹא תִרְאוּ רוּחַ וְלֹא תִרְאוּ גֶשֶׁם וְהַנַּחַל הַהוּא יִמָּלֵא מָיִם וּשְׁתִיתֶם אַתֶּם וּמִקְנֵיכֶם וּבְהֶמְתְּכֶם. ג:יח וְנָקַל זֹאת בְּעֵינֵי יְהוָה וְנָתַן אֶת מוֹאָב בְּיֶדְכֶם.ג:יט וְהִכִּיתֶם כָּל עִיר מִבְצָר וְכָל עִיר מִבְחוֹר וְכָל עֵץ טוֹב תַּפִּילוּ וְכָל מַעְיְנֵי מַיִם תִּסְתֹּמוּ וְכֹל הַחֶלְקָה הַטּוֹבָה תַּכְאִבוּ בָּאֲבָנִים.
4 Царств 3: 17 Ибо так сказал ЯХВЕ: «Не увидишь ветра, не увидишь дождя, а вади наполнится водой; и ты, и скот твой, и вьючный скот твой будешь пить. 3:18 И это ничтожно в глазах ЯХВЕ, ибо Он и Моава предаст в ваши руки . 3:19 Ты покоришь все укрепленные города и все красивые города; срубите всякое хорошее дерево и запрудите все колодцы с водой; и всякое плодородное поле закидайте камнями».
Таким образом, изображение вади, полной озер, которую увидел Елисей, понимается как послание ЯХВЕ о том, что засуха прекратится и объединенные армии израильтян, иудеев и идумеев одержат победу над Моавом.
2. Пророки при дворе царя Ахава
Согласно 3 Царств 22, у царя Ахава были придворные пророки «в штате», с которыми он мог консультироваться на регулярной основе, и он консультируется с этими пророками относительно того, следует ли ему идти на войну с Арамом:
מלכים א כב: ו וַיִּקְבֹּץ מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל אֶת הַנְּבִיאִים כְּאַרְבַּע מֵאוֹת אִישׁ וַיֹּאמֶר אֲלֵהֶם הַאֵלֵךְ עַל רָמֹת גִּלְעָד לַמִּלְחָמָה אִם אֶחְדָּל וַיֹּאמְרוּ עֲלֵה וְיִתֵּן אֲדֹנָי בְּיַד הַמֶּלֶךְ.
3-я Царств 22:6 И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек, и спросил их: идти ли мне на Рамот Галаадский воевать, или нет? «Ступай, — сказали они, — и Господь предаст его в руки Вашему Величеству».
Хотя все эти пророки оказались лжепророками, а единственный истинный пророк Михей бен Йимла предсказал (правильно), что Ахав будет убит, если он пойдет, история иллюстрирует, как царь Ахав использовал пророков, чтобы помочь ему решить, идти ли на битву против Арама или нет.
3. Пророки наставляют царя Зимри-Лима не заключать мир с Эшнунной
Мари был довольно большим городом-государством недалеко от Евфрата в современном Ираке. Город разрушил в 18 веке до нашей эры Хаммурапи из Вавилона, а его последним царем был Зимри-Лим (ок. 1775-1761 гг. до н . э .). Среди многих вечных забот Зимри-Лима было, пойти ли войной на город Эшнунна или заключить с ним мир.
В письме царю Зимри-Лиму дворцовый чиновник по имени Самметар утверждает, что пророки сообщили ему, что бог Даган был против заключения мира с Эшнунной:
1–16 Поговорите с моим господином: так говорит Самметар, ваш слуга: «Лупахум,апилумский пророк Дагана прибыл сюда из Туттула. Он передал сообщение, которое мой господин получил в городе Сагаратуме» (а именно): «Доверьте меня Дагану». Они [даганские жрецы Туттула] ответили ему: «Куда бы ты ни пошел, благополучие встретит тебя. Вам дадут таран и (осадную) башню…» Вот что ответили ему в Туттуле….
строки 24–28 «Надеюсь, вы не доверитесь миротворчеству короля Эшнунны и не проявите небрежность! Ваша защита 28 должна быть сильнее 27 , чем раньше». строки 29–37 . Он сказал мне: «Надеюсь, что царь не заключит торжественный договор с царем [Эш]нунны, не попросив бога. Сейчас ситуация подобна тому, когда яминиты пришли и остались в Сагаратуме; тогда я сказал царю: «Не вступай в союз с яминитами! Я загоню пастухов в Хубур и река покончит с ними для тебя! строки 38–39 Сейчас он не должен заключать договор, не [с]просив бога!”
Согласно этому тексту, Зимри-Лим послал пророка посоветоваться с богом Даганом в его храме в Туккуле, и пророк вернулся с четким посланием, что Мари не должна заключать мир с Эшнунной, поскольку Мари суждено победить их с помощью божественной силы, так же как они победили яминитов во время предыдущего вторжения.
Самметар продолжает свое письмо еще одним пророческим откровением о том, что не следует заключать мир, на этот раз от неназванной женщины-пророчицы, которая предлагает непрошеный оракул:
строки 41–52 Через два дня пришла камматум - пророчица Дагана из Тер[ка] и заговорила [со мной, сказав]: «Под соломой течет вода[с]! Они постоянно пишут вам, (и) они посылают своих богов [к вам], но они замышляют обман в своих сердцах. Царь не должен заключать торжественный договор, не посоветовавшись с богом!» Она попросила шерстяную одежду и кольцо в носу, и я дал (их) ей.
Пророчица начинает с поэтического образа, а затем объясняет послание. Самметар очень серьезно относится к этому сообщению, платит женщине столько, сколько она просит, и отправляет сообщение царю, чтобы он мог принять решение:
строки 52–57 Она передала свои наставления в храме Белет-Экаллим перед верховной жрицей Иниб-Шиной. Я послал господину отчет [по этому вопросу], о том, что она сказала мне. Пусть мой господин рассмотрит (это), чтобы он мог действовать как великий государь (каким он является).
Зимри-Лим игнорирует пророков
Из других текстов известно, что на четвертом году правления Зимри-Лима он был в мире с Эшнунной, пока он и Хаммурапи из Вавилона не обратились против своего бывшего союзника и не завоевали Эшнунну. Таким образом, Зимри-Лим, возможно, проигнорировал эти пророческие вести, точно так же, как Ахав проигнорировал предупреждение пророка Михея.
С другой стороны, возможно — и даже вероятно, — что Зимри-Лим получил другие оракулы через пророков или других прорицателей о том, что боги поддерживают союз с Эшнунной. Договор с Эшнунной включал бы договорные проклятия и клятву соответствующих богов, тем самым подразумевая, что было получено еще одно такое божественное послание. Тем не менее, цари регулярно нарушали свой мирный договор, как вскоре осознала сама Мари, когда Вавилон напал и уничтожил Мари, несмотря на то, что ранее они были союзниками.
Пророчество как официально санкционированное гадание
Библия знает о том факте, что пророчество во всех смыслах и целях является формой гадания. Фактически, стих, вводящий пророчество во Второзаконие, изображает его как приемлемую альтернативу запрещенным гаданиям:
דברים יח:י לֹא יִמָּצֵא בְךָ…קֹסֵם קְסָמִים מְעוֹנֵן וּמְנַחֵּ֩כװֵּּכמְְסָמִים יח:יא וְחֹבֵר חָבֶר וְשֹׁאֵל אוֹב וְיִדְּעֹנִי וְדֹרֵשׁ אֶל הַמֵּת.
Втор 18:10 Да не найдется среди вас никого… гадателя, прорицателя, ворожеи, чародея, 18:11 чародея, или вопрошающего призраков, или вызывающих духов, или вопрошающего мертвых .
יח: יב כִּי תוֹעֲבַת יְ-הוָה כָּל עֹשֵׂה אֵלֶּה וּבִגְלַל הַתּוֹעֵבֹת הָאֵלֶּה יְ-הה אֱלֹהֶיךָ מוֹרִישׁ אוֹתָם מִפָּנֶיךָ…. יח: יד כִּי הַגּוֹיִם הָאֵלֶּה אֲשֶׁר אַתָּ всем יוֹרֵשׁ אוֹתָם מְעֹנְנִ מְעֹנְנִים וְאֶל קֹסְמִים יִשְׁמָעוּ
18:12 Ибо всякий, делающий такие дела, мерзок для ЯХВЕ, и из-за этих мерзостей ЯХВЕ, Бог твой, изгоняет их пред тобою... 18:14 Те народы, которые вы собираетесь истребить, действительно прибегают к прорицателям и авгурам ;
וְאַתָּה לֹא כֵן נָתַן לְךָ יְ-הוָה אֱלֹהֶיךָ. יח: טו נָבִיא מִקִּרְבְּךָ מֵאַחֶיךָ כָּמֹנִי יָקִים לְךָ יְ-הוָה אֱלֹהֶיךָ אֵלָיו תִּשְׁמָעוּן.
тебе, однако, ЯХВЕ, Бог твой, не назначил подобного. 18:15 ЯХВЕ , Бог твой, воздвигнет тебе из твоего народа пророка, подобного мне ; его вы должны прислушаться.
Контраст очевиден: многие формы гадания запрещены, поскольку это иностранные практики, которые ЯХВЕ ненавидит. Тем не менее, Израиль не должен оставаться в полном неведении относительно воли Бога. Когда в будущем возникнут проблемы, Бог будет общаться с пророками, и они расскажут Израилю то, что нужно знать.
Переделывая пророчество
Вышеупомянутое, вероятно, является первоначальным значением этого отрывка, но по мере развития Второзакония преобладающим стало отсутствие утешения в пророчествах и гаданиях любого рода. Таким образом, в окончательной форме Второзакония пророчество было переформулировано, чтобы стать Моисеевым, и стало практически невозможным. Это очень похоже на жреческий подход к урим итуммим и ефоду, а именно, чтобы сохранить их теоретическое существование, но нейтрализовать их гадательную роль.
Пророчества и гадания в королевских дворах Древнего Ближнего Востока
Древние израильские цари действуют во многом так же, как и любые другие цари Древнего Ближнего Востока, в своем желании заранее определить возможную божественную поддержку или противодействие проектам и вероятность победы или поражения. Согласно библейскому тексту, Саул использовал Урим и Туммим, а Давид использовал ефод , в то время как более поздние израильские и иудейские цари обращались к пророкам как к способу получения божественной информации, которую они хотели получить непосредственно от ЯХВЕ.
Гадание было обычным делом при левантийских царских дворах, и цари полагались на этот канал божественной внутренней информации, поскольку он имел жизненно важное значение для принятия решений. Несмотря на неявные протесты жрецов и авторов Второзакония, израильские и иудейские цари ничем не отличались в этом отношении от своих древних ближневосточных собратьев.