Найти тему
Лампа Электрика

Электронная игра своими руками

Оглавление

Все мы давно привыкли к карманным электронным играм, включая микропроцессорные. Да что тут говорить – даже самый плохенький мобильник имеет в стандартном наборе пару-тройку предустановленных игр. Но еще 30-40 лет назад такого удовольствия не было, и радиолюбители мастерили электронные игрушки сами. В этой статье мы познакомимся с простой электронной игрой «Закати шарик» или "Лабиринт", которая была достаточно популярна в 80-х.

Задача игрока

Игровое поле представляет собой небольшую прямоугольную коробку с низкими бортиками. В дне коробки имеется несколько лунок. Задача игрока, изменяя наклон коробки, закатить металлический шарик поочередно во все лунки в нужной последовательности за максимально короткое время.

Адаптированный современный аналог
Адаптированный современный аналог

Аналог этой игры можно легко купить на Aliexpress примерно за 200 рублей.

Схема и конструкция

Для начала рассмотрим схему игры, которая является арбитром. Она следит за правильной последовательностью прохождения лунок и подает сигналы начала и окончания игры.

Принципиальная схема игры «Закати шарик»
Принципиальная схема игры «Закати шарик»

Устройство представляет собой четыре RS-триггера, каждый из которых можно переключить своей кнопкой SA1 – SA4. Но триггеры соединены таким образом, что последующий может сработать только после переключения предыдущего. Таким образом, чтобы последний триггер, собранный на элементах DD2.3, DD2.4, переключился и зажег светодиод HL2, необходимо поочередно кратковременно замкнуть переключатели SA1, SA2, SA3, SA4.

Кнопка «Пуск» в указанном на схеме положении сбрасывает первый триггер (DD1.1, DD1.2) по входу R (вывод 5 DD1.2). Он в свою очередь сбрасывает второй и т.д. При нажатии на кнопку «Пуск», низкий логический уровень со входа R первого триггера снимается, разрешая его работу по входу S (вывод 1 DD1.1). Одновременно загорается светодиод «Старт». Теперь игроку нужно поочередно замкнуть все кнопки и перевести триггеры в единичное состояние.

Делается это, как было указано, при помощи металлического шарика. Закатывая его в лунку, мы замыкаем ту или иную кнопку и устанавливаем соответствующий триггер в единицу.

Конструкция лунки
Конструкция лунки
Вместо ТТЛ микросхем серии К155ЛА3 лучше использовать серию КМОП - К564ЛА7 или К561ЛА7. Эти серии потребляют очень мало энергии, и нам не придется часто менять батарейки.

Несколько полезных доработок

Эти простые доработки помогут сделать игру нагляднее, интереснее и сложнее.

  1. Добавляем еще 2 светодиода, подключив их к выходам второго и третьего триггера. Это позволит нам видеть, в каких лунках уже побывал шарик. Подключаем их аналогично HL2 – катод к выходу триггера, анод через резистор 1 к к плюсовой шине питания.
  2. Увеличиваем число триггеров. Таким образом, мы увеличим число лунок и несколько усложним игру.
  3. Добавляем штрафные лунки. Расставив по полю лунки, контакты которых подключены параллельно кнопке SB1, мы серьезно усложним задачу. Если шарик случайно попадет в такую лунку, все триггеры сбросятся, и придется все начинать сначала.
  4. Увеличиваем игровое поле. С большим полем можно играть командами, где каждый игрок заведует одним углом коробки. Размер лунок и шарика, конечно, нужно тоже увеличить.

Вот такая нехитрая игра, собрать которую можно за один вечер. Возможно, она понравится вашему ребенку. Да и во время вечеринки она может пригодиться – не все же в лото да домино играть.