Найти тему
Новости ЕАН

Соцработник рассказал, как работают органы опеки и как понять, что ребенок попал в плохую компанию

Оглавление
-2

Молодежные банды, атакующие магазины в Свердловской области, как кажется, формируются детьми из неблагополучных семей. Однако педагоги из учреждений по профилактике говорят об обратном: каждый второй — это выходец из благополучной семьи. Корреспондент ЕАН спросил у социальных работников, как дети становятся маргиналами, какие симптомы на это указывают и что грозит родителям, если подростки встают на преступный путь.

Как дети попадают в дурную компанию

Для начала разберемся, почему дети попадают в маргинальные (в негативном смысле) сообщества. В неблагополучных семьях причина в подражании родителям и отсутствии нормальной социализации. Такие подростки не получают элементарных знаний о взаимодействии с другими людьми и быте. В итоге они становятся асоциальными и не способными встроиться в общество.

Собеседник ЕАН приводит пример женщины, которая родила, находясь на учете. Она никак не занималась ребенком и пила. Вместе с ними в квартире жила сестра женщины, но ей не было дела до мальчика. В итоге сын перестал их слушаться и начал жить своей жизнью, пропадать ночами в компьютерном клубе. Когда тетя попыталась заняться воспитанием, было уже поздно. Дошло до того, что она была готова самостоятельно отдать ребенка в центр реабилитации.

Проблема с такой параллельной жизнью есть и в благополучных семьях. К этому могут привести два крайних состояния: либо родители исполняют все прихоти своего чада, либо они самоустраняются из процесса воспитания, закидывая сына или дочь игрушками и гаджетами. Недостаток родительского внимания, как и в неблагополучных семьях, может привести ребенка в плохую компанию. А взрослые даже ничего не узнают.

Есть несколько признаков, на которые следует обратить внимание. Если у детей резко падает успеваемость, избегает посещения кружков и секций, игнорирует домашние обязанности, перестает ночевать дома — это может быть тревожным звонком. Возможно, это указывает на то, что ребенок попал под влияние отрицательного лидера.

Работа опеки

Органы опеки начинают работать тогда, когда им приходит сигнал из больницы, образовательного учреждения или от полицейских. Постановка на учет или игнорирование учебной деятельности и сотрудники направляются по адресу проживания ребенка. Они исследуют состояние внутри семьи и общаются с родителями.

Дальше принимаются меры. Вариантов несколько. Сначала родителей могут направить к психологу или наркологу. Если разговоры со специалистами игнорируются или сами родители согласны, что не справляются с отпрысками, детей могут забрать в реабилитационный центр. Часто это помогает: семьи просят вернуть им ребенка, соглашаются выполнять требования органов опеки. К сожалению, не всегда этого хватает надолго. 2-3 года держатся, а потом ситуация может вернуться к изначальному состоянию.

Реабилитационный центр не тюрьма. Основная цель этой меры — изоляция ребенка от родителей. Здесь дети ходят на школьные занятия, встречаются с психологами, проводят досуг. У них нет никаких запретов на передвижение или встречи с родственниками.

Пока ребенок находится в центре, с родителями проводят беседы. Важно, чтобы взрослые самостоятельно смогли найти подход к своим отпрыскам. Поняли свою проблему. Если случай оказывается сложным, детям могут выдать направление к психиатру или наркологу, направить в реабилитационный центр «Урал без наркотиков».

Крайняя мера — лишение родительских прав. Например, если ребенок 4 раз попадает в центр по реабилитации, это вполне веская причина для ее применения. Чаще всего полностью выходит из-под контроля ребенок тогда, когда получает условную судимость. Бывает и так, что работать с таким подростком становится бесполезно. Тогда суд вполне может заменить условный срок на колонию для несовершеннолетних.

-3

По советской системе

По собственному мнению собеседника ЕАН, современная российская школа воспитанием детей не занимается. По ее словам, с родителями учителя и администрация учебных заведений не связываются, ограничиваются лишь обучением подростков. Она считает, что дети в школе предоставлены сами себе, а взаимодействие с полицией похоже на «глухие телефоны».

Социальный работник отмечает, что советская школа в этом смысле была выстроена грамотнее: существовала единая система воспитания, вплоть до школьной комнаты милиции. Каждый трудный подросток в СССР состоял на учете, а детей контролировали так, что у них не было возможности сделать ни единого лишнего шага. Это предупреждало попадание подростков в негативную компанию.

Также специалист утверждает, что необходимо ужесточить детскую цензуру. По ее словам, советские преподаватели понимали важность защиты детей от информации, а современные взрослые даже себя не могут отгородить от информационного шума.

Но с позицией социального работника не согласны некоторые педагоги. Современная система школьного образования в России предполагает воспитательную работу. Так, выпускники педагогических и гуманитарных вузов обязаны во время школьной практики пробовать себя в воспитательных мероприятиях, а классные руководители должны периодически проводить родительские собрания и устраивать классные часы. Отдельно проводятся факультативы.

Напомним, в 2021 году в Екатеринбурге участились случаи нападения групп несовершеннолетних на продуктовые магазины. Тогда чаще всего воровали сигареты. Позднее оказалось, что у этих атак есть свои координаторы. Явление получило название шоплифтинг.

В марте 2022 года ЕАН писал о деятельности Сергея Шунеева, которого подопечные называют «Батей». Он по собственной инициативе занимается перевоспитанием трудных подростков в микрорайоне Промкомбинат. Для этого он зарегистрировал автономную некоммерческую организацию «Дети улицы».

Брак
50,3 тыс интересуются