Найти тему
О Москве нескучно

Дом-паровоз на Красных воротах: правда ли, что его фасадом скрывается здание 18 века

Что было на этом месте раньше? Как выглядело сооружение, которое располагалось тут изначально? Правда ли, что здесь какое-то время проживал один из самых известных историков России? Как изменилось здание, когда в нём разместили Дворянский женский институт? А также - каким образом дореволюционную постройку превращали в образец конструктивизма? И кому она принадлежит сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Он старше, чем кажется

Здание бывшего Наркомата путей сообщения #СССР располагается около станции метро "Красные ворота". Оно имеет два адреса: одна часть сооружения находится на Новой Басманной улице (2/1с1); другая - на Садовой-Черногрязской (3Ас3). На первый взгляд строение выглядит типичным представителем конструктивизма. Кажется, что появилось оно тут в начале 1930-х годов. Наверняка для этого пришлось пожертвовать несколькими старыми зданиями.

Однако в реальности #история более запутанная. Дело в том, что это не возведённое с нуля здание, а результат реконструкции более старого сооружения. В целом, оно соответствовало размерам того дома, который мы видим сегодня. Просто его внешний вид изменили до неузнаваемости под архитектурные требования Москвы первой половины 1930-х годов. Оригинальное здание начали строить в 1740-х годах при Елизавете Петровне. Внутри планировали разместить помещения для продуктовых и вещевых припасов императорского двора.

Запасный дворец на Красный воротах. Картинка из книги О. Волкова "Москва дворянских гнёзд. Красота и слава великого города, пережившего лихолетья".
Запасный дворец на Красный воротах. Картинка из книги О. Волкова "Москва дворянских гнёзд. Красота и слава великого города, пережившего лихолетья".

Поэтому сооружение получило название Запасный дворец. Но земля, на которой появилась новая конструкция, не была свободна. Там располагался Житный двор (хлебный склад). Изначально его построили из дерева. Однако с 1737 года здание стало каменным. Проблема Житного двора была в его небольших размерах. Поэтому, по всей видимости, и решили возвести более масштабное сооружение. Чтобы там хранился не только хлеб, но и другие продукты.

Продуктовый дворец

Проект Запасного дворца создал архитектор Дмитрий Ухтомский. Его же замыслу принадлежали Красные ворота, которые стояли неподалёку. Строительство велось долго, почти 20 лет. Поэтому в литературе можно встретить информацию, что начиная с 1753 года сооружение возводили уже по проекту одного из учеников Дмитрия Ухтомского - Василия Кафтырева. В итоге получилось единое сооружение, которое состояло из четырёх двухэтажных корпусов.

Вид на Запасный дворец за Красными воротами примерно со стороны Мясницкой улицы в 1856 году. С сайта www.pastvu.com.
Вид на Запасный дворец за Красными воротами примерно со стороны Мясницкой улицы в 1856 году. С сайта www.pastvu.com.

Внутри разместили складские помещения, а также кабинеты для работников Дворцовой конторы (канцелярии). Они располагались в основном в том корпусе, который выходил на современное Садовое кольцо. Примерно по центру части, которая сегодня располагается на Новой Басманной улице, обустроили церковь. Её венчал красивый и немалый по размерам купол.

Запасный дворец со стороны Новой Басманной улицы. Акварель 1801-1802 годов. Из книги "Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала)".
Запасный дворец со стороны Новой Басманной улицы. Акварель 1801-1802 годов. Из книги "Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала)".

С точки зрения архитектурного стиля, Запасный склад относился к барокко. Здесь было много лепных украшений, пилястр, карнизов и оконных наличников. Также на фасаде имелся двуглавый орёл. Это являлось указанием на то, что учреждение государственное. С 19 столетия в Запасном дворце находились в основном частные конторы, хотя некоторые помещения продолжали использовать для складов. Часть корпусов приспособили под квартиры. В одной из них в 1850-х годах проживал известный историк Иван Забелин.

От благородных девиц до комиссаров путей сообщения

В конце 19 века здание передали Дворянскому женскому институту, который учредили в 1890 году. За 7 лет обучения девушкам там предлагали освоить множество предметов: от математики, иностранных языков и географии до физики и космографии. Под нужны института Запасный дворец перестроили по проекту архитектора Александра Мейснера. Завершили работы в 1906 году.

Перестроенное здание Запасного дворца, в котором уже размещался Дворянский женский институт, 1906. С сайта www.pastvu.com
Перестроенное здание Запасного дворца, в котором уже размещался Дворянский женский институт, 1906. С сайта www.pastvu.com

Сооружение стало выше на один этаж, а его внешний облик сильно изменился. Теперь это было не вычурное барокко, а более аскетичный классицизм. Однако общая идея здания сохранилась. Например, остался узнаваемый купол в центральной части со стороны Новой Басманной улицы. К сожалению, Дворянский женский институт располагался здесь не так долго. События 1917 года полностью изменили судьбу бывшего Запасного двора.

Вид на здание после реконструкции со стороны Садового кольца, 1909. С сайта www.pastvu.com.
Вид на здание после реконструкции со стороны Садового кольца, 1909. С сайта www.pastvu.com.

Изначально помещение даже рассматривали для размещения нового советского правительства. Московский Кремль тогда был очень популярным местом для прогулок жителей города, поэтому не все считали правильным нахождение там государственных органов. Но в итоге решили иначе. А сооружение на Красных воротах перешло к Народном комиссариату путей сообщения в 1919 году.

Отныне это паровоз

На протяжении 10 лет здание сохраняло свои оригинальные черты. Однако к 1930-м для нужд ведомства постройку решили переделать. Работу над проектом возглавил архитектор Иван Фомин. Он вообще приложил руку ко многим сооружениям тех лет в округе. Например, Фомин начинал строить жилой дом для ударников НКПС на Краснопрудной улице (сейчас №22-24) и являлся автором проекта станции метро "Красные ворота".

Перестройка Дворянского женского института в здание НКПС, 1929-1934. С сайта www.pastvu.com.
Перестройка Дворянского женского института в здание НКПС, 1929-1934. С сайта www.pastvu.com.

После реконструкции здание Наркомата путей сообщения увеличилось в размерах и приобрело яркие черты конструктивизма. Например, стеклянные галереи, большие окна и кубические формы. Дополнили это всё колоннами, которые добавляли сооружению оригинальности. Однако главным украшением стала высокая башня с квадратными часами и балконами. В целом, задумка была придать конструкции движения. Чтобы здание походило на мчащийся паровоз, который символизировал ведомство, которое там располагалось.

Здание и правда получилось интересным. Хотя серо-бежевый цвет делает его немного мрачным. В наше время он ещё хотя бы чередуется с более светлыми участками. Изначально вообще был однотонным. За время своего существования постройка не раз подвергалась реконструкции. Одна была в 1988-1989 годах. Тогда стены покрыли терразитовой штукатуркой (смесь цемента, слюды и каменной крошки). По идее, после этого фасады должны были стать похожими на каменные и заиграть новыми красками.

Здание Министерства путей сообщения в 1984 году. С сайта www.pastvu.com.
Здание Министерства путей сообщения в 1984 году. С сайта www.pastvu.com.

Другой ремонт случился в 2017-2018 годах. Во время него уже больше сосредоточились на конструктивных аспектах: перекрытиях, кровле, балконах и водостоках. Начиная с 2004 в здании размещается центральный офис компании "РЖД". В тот год Министерство путей сообщения упразднили. Сегодня сооружение смотрится всё также хорошо. Это нечастый случай, когда на месте исторического здания появилась не менее ценная и оригинальная конструкция.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!