Найти тему
Studio Garage

Поговорим о ладах!

Всем привет, сегодня четверг, а значит, Garage Studio спешит к вам с новой статьёй из нашего науч-поп цикла, касающегося музыкальных инструментов и ухода за ними.

Приносим извинения за отсутствие постов в последние две недели. Пробел был вызван волной сессии у авторов проекта а также длинными запоями авторов на почве успешно сданных экзаменов)))

Как и обещали, сегодня поговорим о ладах на гитарах: о том ,как и когда их надо шлифовать и как минимизировать риск "вылезания" ладов.

Раздел для чайников) Лады - это такие тонкие металлические полоски на грифе вашей гитары, на которых вы зажимаете струны, чтобы получать нужные ноты. Кстати, гитаристы часто называют ладами промежутки между эти полосками, но на наш взгляд вернее называть ладами именно сами полоски.
На разных гитарах разное количество ладов. На классике вы найдете лишь 19 ладов. На большинстве электрогитар будет 21-24 лада, как и на большинстве эстрадных акустик.

-2

Оговоримся сразу, команда Garage Studio в своём блоге проповедует те истины, в которые верит, вы можете быть с нами не согласны, и это нормально! Мы всегда рады живой и интересной дискуссии, поэтому ждем вас в комментарии!

Итак, на наш взгляд лады в гитаре и электрогитаре являются одним из краеугольных камней звука. Можно много спорить о влиянии дерева, звучков, прямых пальцев и прочего, но лады однозначно сильно влияют на звук, так как от качества их изготовления и качества их установки напрямую зависят характеристики колебания струн. Поэтому за ладами нужно следить и если надо ремонтировать. Как? Сейчас расскажем!

Немного теории. Как устроен лад и как их ставят на гитары. У ладов есть верхняя часть, собственно которую вы и видите на грифе, а также которую трогаете при зажимании аккордов. И есть нижняя, представляющая собой ножку, которую запрессовывают в заранее выверенные места на грифе. Иногда их запрессовывают с клеем, иногда нет. Все компании делают это по разному из разных соображений

-3

Какие бывают лады? У ладов есть несколько важных показателей. Первый: ширина. Ширина ладов варьируется от 1 до 3 мм. Узкие лады - чаще всего называют Vintage Style, так как именно такие раньше ставили на культовые электрогитары, вроде Fender. Нынче узкие лады практически не ставят, только если на специальные винтажные серии или по заказу. Широкие же лады чуть более распространены и в силу просто большего количества метала в них являются более долговечными. В чем разница? В основном в ваших ощущениях от игры. Широкие лады дают более гладкое и ровное звучание, тягучие ноты и красивые переходы и переливы. Тонкие же лады дают несколько более резкое и отрывистое звучание. Так что выбор ширины - сугубо дело вкуса)

Также у ладов есть такой показатель как профиль.

-4

На подавляющем большинстве гитар ставят обычные каплевидные лады (Как первый слева на картинке). В целом все профили представлены на фоточке сверху, и разница между ними только в ощущениях опять же от игры) Сложно объяснить на словах как именно ощущается каждый из типов ладов, но если честно, разница не космическая, и поэтому не стоит сильно много времени уделять этому вопросу. Понравились триангулярные? Берите и не парьтесь) Вот такой рецепт.

Дальше поговорим немного о высоте ладов. Высота ладов варьируется от 0,7 мм до 1,5 мм. Низкие лады дают более мягкое и немного смазанное звучание, так как площадь прикосновения пальца с накладкой грифа большая На низких ладах достаточно неприятно пытаться быстро и точно что-то исполнять, зато всякие нетехничные тягучие и длинные соло с кучей бендов играть будет одно удовольствие. На высоких ладах наоборот очень классно шредить, играть скоростные пассажи, теппинги и прочее, однако нужно всё время следить за силой нажатия пальца на струну, так как на высоких ладах при сильном нажиме появляются так называемые "микробэнды" или "микроподтяжки", это когда струна начинает "высить" при сильном нажиме. Хотя многие известные любители быстро поиграть активно пользуются такими "микробэндами" для более интересного звучания.

-5

И последний важный фактор для ладов - это материал из которого они изготовлены. Есть 4 варианта:

  • Нейзильбер
  • Нержавеющая сталь
  • Бронза
  • Латунь

Нейзильбер, или никель-медь-цинковый сплав, является самым распространенным материалов для изготовления ладов. Нейзильберовые лады вы можете встретить на подавляющем большинстве гитар.

Выглядят вот так
Выглядят вот так

Неплохой материал, в зависимости от количества никеля в сплаве могут вам прослужить до первой шлифовки от 2 до 3 лет, при условии относительно частой игры. Помимо шлифовки эти лады также иногда нужно полировать, чтобы возвращать им блеск и легкость подтяжек, так как нейзильбер от времени имеет свойство мутнеть и покрываться неприятной шершавой окисью. Дешевый и относительно износостойкий, больше особо и сказать нечего)

Нержавеющая сталь. Лады из нержавейки являются главной альтернативой ладам из нейзильбера. Стальные лады дороже, причем ощутимо дороже, но тем не менее они обладают намного более высокой износостойкостью. Эти лады крайне редко приходится шлифовать и даже полировать. Они сохраняют своё состояние очень долго, и редко нуждаются в каких-то манипуляциях с ними. Так что цена оправдывает качество)

Выглядят примерно так.
Выглядят примерно так.

Бронзовые лады являются самыми дорогими из всего списка и самыми износостойкими. Лады из бронзы часто называют "вечными" потому что они практически не изнашиваются. Бронза имеет приятный, немного винтажный, желтоватый оттенок и при этом сами свойства метала позволяют получать максимум удовольствия от игры на инструменте.

Бронзовые лады
Бронзовые лады

Лады из латуни сегодня уже никуда не ставятся и даже для старых гитар это редкость. Латунь - очень мягкий метал, поэтому он очень сильно подвержен износу. Латунные лады встретить до сих пор возможно разве что на советских гитарах, но лучшее что с ними можно сделать - поменять на что угодно из списка выше)

Выглядят примерно так
Выглядят примерно так

Итак, суммируем) У нас есть ширина, высота, профиль и материал ладов. Но как же подобрать это всё по вкусу и как вообще в этом всем ориентироваться? Всё просто! За нас уже всё придумали и сейчас на рынке можно найти уже готовые формы ладов по сочетанию высоты, ширины и профиля. Мы расскажем о трех самых популярных формах ладов:

- Vintage Style лады - это низкие и узкие лады, подойдут любителям винтажного звука и ощущений от гитары. На этих ладах достаточно неприятно играть что-то требующее скорости и большого количества технически сложных приёмов.

- Jumbo лады - это широкие и высокие лады, которые подойдут самым отмороженным "шредерам" для самых техничных и скоростных соло на этой планете.

- Medium Jumbo лады - это золотая середина между Винтаж стайлом и Джамбо. Собственно их вы можете встретить на подавляющем большинстве фабричных гитар.

Мы рассказали о том, какие бывают лады, а теперь главный вопрос: как понять, что пришло время шлифовать/менять лады?

Начнем с того, что шлифовка ладов может понадобиться даже гитаре, которую вы только только вынесли из магазина в коробке. Всевозможные условные "музморги" к сожалению грешат тем, что плохо хранят гитары и электрогитары, из-за чего дерево накладки грифа рассыхается или наоборот разбухает. Так или иначе металлический лад, который не меняет своих свойств от температуры и влажности, просто и банально выдавливается из нестабильного дерева накладки и он становится выше остальных ладов. Именно это и называется "вылезший лад". Если таких ладов на вашей гитаре больше двух, мы настоятельно рекомендуем отнести гитару к мастеру на шлифовку ладов. Без специальных инструментов сложно, но возможно определить вылезшие лады. Если, при условии что у вас прямой гриф, на каких-то ладах струны слишком сильно звенят или звук вообще пропадает, появляются волчки и мертвые ноты - это верный признак вылезших ладов.

Тем не менее, если один лад вылез где-то в середине грифа, в районе 4-12 ладов, мы можете попытаться нивелировать высоту вылезшего лада прогибом грифа.

Но главным и видимым глазу признаком износа ладов, при котором нужно однозначно везти гитару на шлифовку - это появление канавок и ямок на поверхности самих ладов, как на фото:

Пример изношенных ладов
Пример изношенных ладов

Вот с такими ямками лады точно нуждаются в шлифовке.

На счет замены ладов. Замена - это крайняя мера, когда сами лады шлифовка уже не спасет. Вариантов немного, замена ладов может потребоваться либо когда лады уже несколько раз шлифованы и у них банально не осталось запаса, и следующая шлифовка сточит их до уровня накладки, либо когда лады вылезли настолько, что проще их поменять, чем пытаться запрессовать обратно и зашлифовать. Мы считаем, что при условии высокой стоимости самой процедуры нет смысла скупиться на сами лады, так как если купить дешевые лады, то вам придётся года через 3 снова заплатить ту же нескромную сумму. Так что покупайте для замены сразу стальные или бронзовые лады, и забудете навсегда, что такое проблема с ладами)

А есть ли способ избежать "вылезания" ладов? Да, есть. Правильный уход за накладкой грифа, о чем мы писали в предыдущей статье, сильно снизит шансы на вылезание ладов из накладки) Так что читайте нашу предыдущую статью, и берегите своих шестиструнных подруг! До встречи в следующий четверг!

Подписывайтесь на нас в вк: https://vk.com/garage_studio_msk )