Книжные отцы.
На днях начал читать роман «Бич Божий» Е.И. Замятина. Произведение не было закончено в 1935 году, но вполне доступно для ознакомления.
Споткнулся на описании конфликта «отец-сын». Образ отца, то, как он выведен, его поступки по отношению к ребёнку и реакция мальчика – это уже даже скучно читать.
Задался вопросом о положительном образе отца в литературе. В русской. Не вспомнил. Не мог вспомнить с ходу. Нет, я не большой знаток художественной литературы, значительная часть литературного наследия советского периода и вся современная продукция книжного рынка мне просто незнакомы. Но классическая литература не оставила во мне образа хорошего отца. Может кто подскажет, да я и сам поищу. Правда, с воспитательной точки зрения надо было раньше читать такие произведения. Но вернусь к этому в другой раз.
Итак, в книге повествуется о жизни Атиллы, и автор начинает рассказ об этом с момента его рождения. Уже в паре страниц от описания этого события происходит по-быстрому конфликтная сцена с отцом.
Отец (Мудьюг) обвиняет мальчика в проявлении трусости:
–«"Ты спрятался вместе с женщинами, ты трус!" Атилла не знал этого слова, но он все же понял...».
Отец наказывает мальчика поркой:
–«Отец приказал ему повернуться лицом к стене. Атилла сказал: "Нет!" Тогда отец схватил его за шею и пальцами приковал к стене, как железом... Когда все кончилось, он обернулся, посмотрел на отца зубами и выбежал наружу».
С мальчиком происходит глубокая перемена.:
«Он посмотрел вверх, на бога, так же, как смотрел на отца, его глаза были оскалены, как зубы».
Отец избегает прямого удара ножа от Атиллы, ловит его за руку и отсылает от себя:
– «Так. Это хорошо, - сказал он и отдал Атилле нож. - Теперь иди спать... Я должен послать заложника в Рим. Ты поедешь туда завтра же...».
...
«В эту ночь Атилла видел отца в последний раз. На другой день, когда Атилла еще спал, Мудьюг призвал к себе Адолба и говорил с ним, потом снова уехал на охоту. Вечером он гнался по лесу за кабаном, было уже плохо видно. Мудьюг привстал в седле, чтобы метнуть в кабана копье, и на всем скаку ударился лбом о дубовый сук. Все засмеялись. Мудьюг тоже засмеялся - и умер.»
Так исчезает детское из жизни Атиллы, но вместе с этим уходит и божественное.
Так. Действия отца:
1. Оскорбить сына, назвав его трусом.
2. Унизить сына, выпоров его.
3. Уничтожить в сыне чувство веры и священное восприятие отца и бога.
4. Завершить детство сына и отослать от себя подальше.
5. Оставить сына одного.
Ну что на это сказать? Так писались художественные биографии героев. Так преподносится отец в виде ступеньки для развития героя, которую нет шансов не переступить в моральном и физическом смысле.
И это очень плохо. Этот образ отца и эта схема конфликта «отец-сын» должны оказаться на свалке истории и литературы. Пусть пишут о другом и про других.
В.С. Высоцкий заканчивает одну из своих баллад чудесными строками:
«Если путь пpоpубая отцовским мечом
Ты соленые слезы на ус намотал
Если в жаpком бою испытал, что почем
Значит, нужные книги ты в детстве читал».
Так вот не «бьются» у меня эти строки. Какие книжки начитается юнец, чтобы поднять родительский меч? В руках Атиллы нож, и его заносит он над постелью отца. Вот образ. Устаревший образ, после таковых отцовский меч в руки не возьмешь, спеша на благие подвиги. Нужны новые.