- Иван Иванович! Спрашиваю по традиции - откуда Вы рождением?
Я родился в Огурцах. Это в Сибири, в Красноярском крае, село недалеко от города Канска.
- Село Огурцы и город Таллин, в котором вы учились! Согласитесь, что редкое географическое сочетание. В Огурцах ещё рождались художники?
Не встречал.
- В 50-х Вы представлялись на художественных выставках как эстонский художник?
Нет. Как художник из Эстонии, выпускник Таллинского художественного института. Это участие было в фестивале "Дни эстонской культуры" в Москве, на международной выставке в Пекине, Китай.
- Начало Вашего творческого пути можно назвать историей успеха. Дипломная работа было приобретена Государственной Третьяковской Галереей.
Вы хотите спросить по чьй инициативе это произошло? Академик Александр Александрович Дейнека проявил настойчивость. Моя дипломная работа "У ворот биржи труда" ему очень понравилась и он проводил переговоры с сотрудниками Третьяковской галереи о её приобретении в коллекцию. Да, конечно, это был успех. Не только мой, но и Таллинского художественного института.
- Дальнейшая ваша творческая деятельность проходила в столице Восточной Сибири г. Иркутске. Как и почему?
Этому способствовало Министерство Культуры СССР. Тогда это называлось "усиление местных творческих союзов высокопрофессиональными кадрами". В некотором смысле г. Иркутск стал мне родным. Я был выпускником Иркутского художественного училища. Кроме того мне были обещаны творческая мастерская и квартира, чего не было не в г. Таллине, не в г. Москве.
- Как Сибирь повлияла на творчество?
В первые годы я был увлечён сибирскими стройками, пафосом трудовых будней советского народа, но позднее всё больше понимал, что реалистический метод мне мешает. От решения пространственных задач мне хотелось отказаться. Декоративная плоскость, древние формы искусства и их изучение постепенно вывели меня от умения к пониманию языка изобразительных средств в его высшем проявлении. Это был сложный путь отказа от академического реализма с латинскими западными корнями к модернизации "русскости".
- Как Вы понимаете русское искусство и его развитие?
Но только не как рисование домиков и церквушек...Хотя кто-то описывает "лапотную Россию" всю жизнь... Русское искусство не является узким понятием. Каждый автор имеет свой взгляд на его развитие. Лишь бы оно было - это развитие. Моды на русское давно нет. Было "советское", стало "российское". Культурой управляют чужестранцы и они закладывают гнилые фундаменты под наше будущее. Общих, объединяющих тем, традиций, нет смысла искать как определение русского искусства. На мой взгляд - свобода выбора для русского художника очень важна. Искренность и чувственность всегда отличают русских художников. Время само определит ценность сделанного будущими поколениями творцов.